Крупнейшее московское торговое предприятие ГУМ внедряет Интернет-портал (www.GUM.ru), который, по словам руководителя Т. Аитова, используется в настоящее время главным образом для изучения покупательского спроса путем организации опросов. Это позволяет не только влиять на формирование ассортимента товаров, но и организовывать ежедневную рассылку информации о новинках. Работы над проектом по электронной коммерции в ГУМе с самого начала ведутся самостоятельной частью магазина, что позволяет «макетировать» отрабатываемые Интернет-решения, не останавливая реальной его работы. Поэтому на сегодня «600-я секция», где и сосредоточена виртуальная деятельность магазина, основным направлением развития портальных функций избрала Интернет-маркетинг. Уже удалось серьезно снизить организационные издержки на пути товара от продавца к покупателю и ускорить движение денежных потоков. Интересны некоторые фактические данные по работе портала, в частности по составу его посетителей: владельцы частного бизнеса или руководители торговых предприятий составляют 66%, специалисты — 20%; женщин больше половины; посетителей с высшим образованием 67%, более всего посетителей с подушным доходом от 250 до 500 долл. —50%.

В качестве перспективы развития реального ГУМа рассматривается соединение филиалов единой сетью для организации торговли одеждой под новым брендом «Стильный город». Вполне возможно масштабирование сети на всю Россию, но пока связные каналы станут дублироваться рассылкой каталогов, при подготовке которых будут использоваться электронные образы размещаемых на портале товарных позиций. В завершение своего анализа Т. Аитов сделал важное замечание: торговый бизнес еще продолжительное время будет сохранять присутствие традиционного офф-лайнового.

Г. Р.