Задумывались ли вы когда-нибудь, какого пола ваш компьютер?

Задайте этот вопрос Яндексу.

Мужчины чаще всего считают свой ПК женщиной, а женщины наоборот — видимо, в силу унаследованной еще от праотцев склонности приписывать пакостные намерения, непредсказуемость и отвратительный характер именно противоположному полу. Споры не затихают.

По свидетельству бюллетеня «Мандаг морген», мужчины в датском королевстве убеждены, что основные свойства компьютеров — чисто женские: «только Создателю доступна их внутренняя логика»; «малейшая ошибка остается в их памяти и постоянно извлекается на свет»; «приобретая их, надо готовиться к тому, что половину зарплаты придется отдавать на дополнительное оснащение».

Убедительно? Однако слабый пол предлагает свои, не менее весомые аргументы: компьютеры — это мужчины, потому что «они хранят массу бесполезных сведений»; «чтобы добиться внимания, их приходится включать»; «призванные помогать в решении проблем, главной из них становятся они сами»; «вскоре после приобретения констатируешь: стоило чуть подождать, и досталась бы более удачная модель».

Говорят, что в принципе определить биологическую принадлежность конкретной машины довольно легко: если система выходит из строя часто и по незначительным поводам, то у вас барышня. Если же компьютер почти не капризничает, служит верно и преданно, а потом в один миг его хватает удар и реанимации он почти не поддается — это точно мужик.

А вот на вопрос, какого пола Всемирная паутина, в Интернете вряд ли вы найдете какой-нибудь ответ, даже шуточный. И в самом деле, глупость какая! Все равно что спросить, какого пола человечество... Порожденное развитием информационных технологий киберпространство — анархический микрокосм, взявший из мира реального все наши пороки и слабости и успешно манипулирующий ими. Он также неподвластен управлению извне и развивается по своим внутренним законам. И все же...

Пока Адам философски созерцал тенистый Эдем, испытывавшая недостаток общения Ева успела завести сомнительное знакомство...

Интердевочки

В России, согласно данным «Комкона» за прошлый год, среди уже 5 млн. постоянных посетителей Сети мужчин 60%, причем в среднем они на пять лет младше дам, странствующих по ней. Почти треть использующих Интернет женщин — студентки и аспирантки, четверть — преподаватели и научные работники, еще четверть — специалисты по компьютерам и программированию, а остальные — менеджеры (8%), журналисты и специалисты в области массовой коммуникации (7%), а также домохозяйки, которых всего 1%.

Для полноты картины приведу результаты исследования Интернет-рынков 26 стран, проведенного компанией Nielsen// NetRating. Доля женщин — пользователей Сети в Германии, Франции, Италии и Испании не достигает 40%. Япония, Бразилия, Швейцария, Израиль, Австрия, Гонконг, Тайвань находятся в диапазоне 40—45% , а в США и Канаде среднестатистический посетитель Сети имеет явно женское лицо.

Для слабого пола гораздо более, чем для сильного, важна предоставляемая Интернетом возможность игры, импровизации и развития личности, а вот потребность в самоутверждении отнюдь не является существенным поводом заглянуть в Интернет. Задумываясь о его роли в своей жизни, женщины говорят, что для них это возможность интеллектуальной и творческой самореализации, рабочая необходимость, важный источник информации, способ преодолеть дефицит общения, отдых и новые друзья.

«Авоська» для женщины

«...Прибежали в избу дети, второпях зовут отца: Тятя, тятя, наши сети притащили...» — всякий раз, обращаясь к теме Интернета, вспоминаю эти пушкинские строки. Возможно, кто-то возмутится тем, что я пренебрежительно называю эту Повсеместно Протянутую Паутину, эту гигантскую Сеть «авоськой». Но Интернет с каждым днем все дальше и глубже проникает в нашу жизнь, и, привычно соединяясь с провайдером, заранее наверняка не знаешь, что сегодня окажется в твоей «корзине» — письма о том, как бесплатно разбогатеть, парочка научных трактатов или «большой выбор товаров для секса».

Так что же на сегодняшний день предлагает женщинам приболевшее шовинизмом мужское интернетовское сообщество? Вопрос далеко не праздный.

Как правило, это мода, шейпинг, домашнее хозяйство, воспитание детей, новости с подиумов, сведения о модельерах и топ-моделях, изыскания на тему любовных и сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, бутики, правила ухода за собой, макияж, искусство нравиться. Чаще других в Интернете попадаются сайты со следующим «глубоким» содержанием: «Советы косметолога, стилиста, гинеколога. Статьи на интимные темы, о рукоделии и цветоводстве. Гороскоп. Знакомства». А как вам понравятся такие типичные фразы, включаемые в аннотации к ссылкам: «Почему у женщин нет ни стыда, ни мозгов?» или «Зоология женщин»? А часто и вовсе не по делу зазывно мерцающие на баннерах обнаженные фрагменты женских тел?

Кстати, вы сами можете провести несложное исследование, подобное тому, результаты которого представлены в нашей таблице.

Пару лет назад был открыт «семейный» Яндекс, призванный оградить всех желающих от мата, порнографии и прочей пакости, плавающей в мутных водах Интернета. Полуавтоматический фильтр исключает «взрослые» сайты, а также те страницы, где содержатся «нехорошие» слова. Если отправить запрос поисковой системе, не устанавливая ограничений на содержание, а затем повторить поиск при включенном «семейном» фильтре, то получатся довольно интересные и показательные результаты. На ключевые слова «женщин», «женское» и «положение женщин» после применения ограничений Яндекс отбросил около 40% документов, т.е. оказалось, что для женщин вовсе не предназначено более трети информации. Справедливости ради нужно заметить, что на «положение мужчин» поисковая машина предлагает около 12,5 тыс. документов. Это хоть и почти в два раза меньше, чем на «положение женщин», но позвольте позлорадствовать: после включения «семейного» фильтра и здесь отсекается около 40% Web-страниц, связанных в основном с порнографией, насилием и т.п.

Однако (и это видно из самой таблицы) за пару лет отношение непристойных Web-сайтов к полезным изменилось в пользу последних. Оно и понятно: спрос рождает предложение, вот порноресурсы и уступили первенство по посещаемости. Это подтверждается исследованиями компании Jupiter Media Metrix: сейчас наиболее привлекательны электронные магазины, затем следуют сайты провайдеров, услуги, искусство — в общем, все что угодно, но adult-материалы в десятку приоритетов не вошли. По данным Jupiter MMXI, сальные сетевые развлечения находятся в Британии лишь на 12-м месте, а на 1-м стоят порталы общения. И во всем мире показатели получились приблизительно схожими. После трагедии 11 сентября интернетчики США дружно заинтересовались религиозными сайтами, а в России, как обычно, на пике интересов находятся новости, политика и компьютеры.

Женщины идут!

Много ли вы знаете женщин, которые посещали бы порносайты с таким же рвением, что и мужчины? Может быть, падение интереса к непристойностям свидетельствует как раз о феминизации сетевой аудитории?

После 8 марта особо явственно понимаешь: мужчины среди нас — это просто птеродактили какие-то среди белых лебедей: то заботливо пичкают несъедобными листьями, то, неловко повернувшись, толкают так, что уже и не взлетишь больше. Они могут сколько угодно упражняться в остроумии по поводу того, каким мог бы быть «компьютер на базе женской логики». Однако статистика неумолимо свидетельствует о том, что прекрасная половина рода человеческого оккупирует Интернет, вытесняя оттуда сильный пол. Согласно выводам фонда «Общественное мнение», в ближайшие годы население Рунета станет преимущественно женским — не вследствие ли нашей гибкой практичности? Приходя в Интернет уже образованными, мы лучше знаем, что ищем, чаще, чем мужчины, обращаемся в поисках работы на соответствующие сайты, быстрее осваиваем Интернет-банки, создаем домашние странички, по содержанию резко отличающиеся от слезливо-сопливого наполнения состряпанных мужчинами сайтов «для милых дам». Появляется все больше ресурсов, отражающих не навязанные домостроевскими заблуждениями, а истинные женские интересы.

Рост количества русскоязычных Web-страниц и сайтов, посвященных женскому движению, феминизму, гендерным исследованиям, привел к тому, что российские каталоги и поисковые системы Интернета создали специальные рубрики в категории «Общество и политика», передвинув туда женские ресурсы из категории «Дом и семья».

Как кошка, впервые попавшая в дом, сначала боязливо обнюхивает все углы, а уже назавтра полноправно вытягивается на хозяйской кровати, так и мы сегодня начинаем устанавливать свои порядки в Сети, потихоньку заполняя эту гигантскую «авоську» той информацией, которая действительно нужна нам, женщинам. И похоже, этот процесс не остановить уже никаким приверженцам патриархата.

При подготовке статьи использованы материалы:

Арестова О.Н., Войскунский А.Е. Исследование половых различий при работе с Интернетом на примере российских пользователей/ Московский государственный университет (http://www.Ripn.net:8080/relarn/human/woman.txt).

Гришина Г. Женщины в паутине Интернет /Восток-Запад: Женские инновационные проекты.

Также использовались информация и ссылки, предоставляемые порталом «Женщина и общество» (www.owl.ru), и другие ресурсы Интернета.


Женский взгляд

«При общении с женщинами в Интернете мужчины становятся гораздо терпимее к их ошибкам и хотя иногда относятся к ним недостаточно серьезно, но зато более чутко и вежливо, чем в жизни».

«Мужчины-пользователи не прочь пофлиртовать и охотно вступают в переписку с женщинами».

«Женщины в Интернете находятся в привилегированном положении: им легче завоевать внимание партнера, получить нужную помощь».

«Мужчинам легче быть учтивыми на словах, поэтому они более галантно ведут себя в Интернете, чем в жизни».


Женщина и общество

Информационный портал, созданный более шести лет назад и поддерживаемый общественной организацией «Восток—Запад: Женские инновационные проекты», — на сегодняшний день наиболее интересный и полный ресурс, адресованный женщинам. В нем содержится более 1700 аннотированных ссылок по теме «Интернет—женщинам!». Здесь можно найти полезные правовые документы, тексты книг и исследований, информацию о более чем 100 женских организациях России и ближнего зарубежья, портреты и «голоса» женщин (политиков, бизнесменов, активисток), форумы, архивы. Портал оказывает поддержку социально активным женщинам, работающим в самых разных сферах, содействует вовлечению их в международные программы (искусство, культура, образование, здоровье, спорт), помогает им в профессиональном становлении и налаживании деловых контактов внутри страны и за рубежом.

1046