Если бы к пантеону богов древности относился и бог изучения иностранных языков, он наверняка представлялся бы в виде попугая. Очень уж точно образ этой птицы передает характер работы: слушай, повторяй и запоминай, пусть даже пока не все понимаешь. Правда, логической структурой языка все равно еще придется заняться, — но не в детском мультимедийном учебнике, рассчитанном на интуицию и память.

«Правильный английский без скучных правил», изданный в России компанией «Новый Диск», занимает шесть компакт-дисков и предусматривает 300 ч занятий. При тестировании было подсчитано содержание программы: упражнений — 1080, диалогов — 113, песенок для караоке — 24, активизируемых слов — около 1000, разговорных фраз — примерно 500.

Программа создана для детей от четырех до двенадцати лет и отвечает своему предназначению так полно, что может не понравиться взрослому пользователю. Первая часть (два CD-ROM) годится для малышей от четырех до семи лет, вторая (также два CD-ROM) — для ребят от восьми до девяти, а последние два диска — для десяти-двенадцатилетних. В зависимости от возраста ребенка можно приступать к работе с любой из трех частей, поскольку материал, вводимый в начале курса, дается и на более поздних его стадиях. Упражнения первой части активизируют около 500 слов из единого для всего курса словаря, второй — приблизительно 700, а третьей — примерно 900 слов, включая и те, что были введены ранее.

Система словарных игр «Правильного английского» развивает навыки аудирования, речи, чтения и письма (точнее, печатания) на уровне отдельных слов и недлинных фраз. Кроме того, много времени уделяется шлифовке произношения, хотя программа и не берет на себя его изначальную постановку.

Пользоваться каждой частью программы можно в произвольном порядке. Учебник рассчитан на свободное исследование нарисованных декораций и неоднократный возврат к одной и той же игре с постепенным раскрытием ее возможностей. Так, переходя от занятий одного вида к другим, ребенок постоянно обогащает свои знания. В частности, сразу после знакомства со словами игра «По порядку становись!» для него еще слишком трудна, но будет восприниматься под впечатлением работы с мультфильмом-диалогом, где рассказывается та же история, что и в комиксе. В песенках хорошо раскрывается смысл слов, изучаемых в упражнениях. Ребенок сам выбирает то, что ему в данный момент по душе и по силам. Пусть только папа настроит микрофон, а мама не скупится на похвалы, когда ее позовут послушать записанную песенку или посмотреть озвученный заново мультфильм.

Система словарных игр близка к тому, чтобы заменить живого учителя. Играя, ученик как бы вертит слова в руке, перебирает их по буквам и слогам, слушает, повторяет, тренирует произношение и понемногу прочно запоминает. Мало того, игра всегда «многослойна» и многозначна, имеет три-четыре уровня сложности и «живет своей собственной жизнью»: генератор псевдослучайных чисел всякий раз заново подбирает слова, кроссворды или шарады. Например, в игре «Веселые парочки» компьютер ненадолго приоткрывает любые две из набора перевернутых карт. Если удалось выбрать пару одинаковых, то твоя взяла, они выходят из игры, если же не удалось — получай штрафное очко. Казалось бы, это игра не на знание слов, а просто на внимание и память. Но слова-то запоминаются... Мало того, поскольку их набор во всех раундах разный, играть можно долго.

Впрочем, можно и усложнить игру. Тогда на одной из парных карточек по-прежнему останется картинка, а в другой вместо нее появится «встроенный микрофончик»: если тронуть «говорящую карту», прозвучит слово. Ребенок ставит в соответствие картинку и звук. После следующего усложнения он должен сам, сделав удачный ход, произнести в микрофон слово. Чувствуется, что над игрой работала слаженная команда психологов и педагогов.

Половину объема программы и не менее трети учебного времени занимают мультфильмы-диалоги — занятие более серьезное, чем игры. Любой диалог прослушивается, разыгрывается в лицах, проходит перед глазами в виде субтитров. В режиме тренировки произношения можно проговорить в микрофон каждую роль. Все это — проверенный способ вложить в память разговорные формулы и научить не только говорить, но и думать на иностранном языке.

При отработке произношения ученик одновременно использует три канала самоконтроля: слуховой (прослушивание и сравнение собственной и эталонной речи), визуальный (сравнение своего графика произношения с дикторским) и автоматический (качество речи оценивается компьютером). Автоматическая оценка произношения отображается в виде звукового сигнала и с помощью остроумно оформленного индикатора. При удачной попытке фон окошка-индикатора красный, на нем изображение довольного попугая; при неудачной — фон черный, попугай Калико разочарован... Одновременно строится осциллограмма произношения, которая должна быть как можно больше похожа на дикторскую. Маленький совет из области тактики: не старайтесь во что бы то ни стало добиться полной идентичности осциллограмм. Пусть лучше ребенок относится к тренировке произношения, как к игре. Даже не получив идеального сходства графиков, он все равно усовершенствует свое произношение. Иное дело, если вы видите, что ребенок устал и результат с каждой попыткой ухудшается: тогда к тренировке лучше вернуться в другой раз.

Опцию работы с микрофоном имеют все упражнения высшего уровня сложности. В разделе «Словарь» есть режим тренировки произношения слов, а в «Караоке» — аналогичный режим для фрагментов песенки. В мультфильмах этим способом разучиваются реплики персонажей.

«Правильный английский» предназначен скорее для дома, чем для школы. Об этом говорят отсутствие сетевых версий и сам характер большинства игр, рассчитанных только на одного игрока.

Стоит сказать, что формально эффективность «Правильного английского» ниже, чем у других обучающих программ: 1000 слов и 500 фраз (при использовании только данной программы — вероятно, меньше) на рекомендуемые 300 ч занятий — не так уж много. Но не забудем о качестве знаний и подумаем о конечной цели. Кого мы в итоге хотим получить: бледного переутомленного «вундеркинда» с пробелами в знаниях и глубоко скрываемым отвращением к учебе или жизнелюбивого крепыша, которому все дается легко? Кроме непосредственного обучения английской лексике программа развивает у ребенка наблюдательность, внимание, память и логическое мышление. Разработчики учли, что учеба — тяжелейший труд, и выбрали щадящий подход к ученику. Можно поручиться, что знания, полученные c помощью «Правильного английского», будут надежны не в пример тем, что, как страшный сон, забываются наутро после экзамена.

Я намеренно не описываю пользовательский интерфейс программы. Во-первых, вы все увидите сами, когда пройдет процесс установки и вы щелкнете мышкой по двум смешным рожицам на рабочем столе. Во-вторых, оформление — дело вкуса, и пусть ваше мнение будет только вашим. Добро пожаловать в «Сказочный домик», «Удивительный город» и «Волшебный мир»!


Коротко о продукте

Правильный английский без скучных правил! ? Минимальные системные требования: Pentium-166, 32-Мбайт ОЗУ, 6Х-дисковод CD-ROM, видеосистема, поддерживающая разрешение 640x480 точек при отображении не менее 65 536 цветов, наличие 100 Мбайт свободного дискового пространства, звуковая плата, мышь, микрофон. Программа работает в среде Windows 9x, Me. ? Разработчик: Aurolog ? Издатель: «Новый Диск»

587