Вследствие снижения цен на цифровые видеокамеры (новую DV-камеру известного производителя уже можно приобрести за 600 долл.) резко возрос интерес к домашнему видеомонтажу. В данной статье будет дан краткий обзор возможных решений для создания собственной, в том числе домашней, видеостудии на базе Macintosh за весьма умеренную цену.

Компьютер iMac

Если у вас уже есть DV-камера, записывающая через порт FireWire (на всех камерах он обозначается как i.Link), то вы можете обзавестись видеостудией с минимальными затратами. Порт камеры обеспечивает скорость записи на жесткий диск компьютера до 400 Мбит/с при подключении напрямую к Macintosh. Такие основные модели Apple, как iMac DV, новый iMac, Power Macintosh G4, в отличие от большинства IBM-совместимых ПК стандартной конфигурации, имеют два порта FireWire. Для более старых машин можно за 120 долл. купить PCI-плату c двумя портами FireWire и двумя портами USB.

Если же у вас аналоговая камера, то понадобится плата для оцифровки видео (она стоит от 500 до 6000 долл.). По мнению большинства пользователей и специалистов, лучшим вариантом для создания любительской студии видеомонтажа будет Apple iMac DV (цена — около 1000 долл.) или новые модели iMac c процессором, тактовая частота которого не ниже 400 МГц (цена — от 1200 долл.). А когда нужна более профессиональная обработка видеозаписей, стоит обратить внимание на Power Macintosh G4 (стоимость — от 2045 до 3950 долл. в зависимости от частоты процессора и комплектации). Хотя эта модель и дороже iMac, она обладает гораздо более высокими производительностью и функциональностью, а также более широкими возможностями модернизации.

Кроме того, Power Macintosh G4 c 733-МГц процессором по заказу комплектуется специальным дисководом SuperDrive (в этом случае общая стоимость комплекта — 3950 долл.), позволяющим записывать и СD, и DVD-диски, причем потом их можно читать на бытовом DVD-проигрывателе. Внешние устройства для записи DVD-дисков до сих пор считаются большой редкостью и очень дороги. Так, подобный продукт с интерфейсом SCSI компании Pioneer стоит около 5500 долл.

Конфигурация компьютера для цифровой видеостудии

Центральный процессор. Для оперативной обработки графики требуется достаточно мощный процессор. Для IBM-совместимых ПК обычно рекомендуют 450-МГц Pentium III (и выше). Даже начальная модель iMac с 400-МГц процессором G3 не уступает ему по производительности. А Power Macintosh G4-733 c графическим модулем Velocity Engine и 1-Мбайт кэш-памятью третьего уровня превосходит 1,5-ГГц Pentium 4. Двухпроцессорные системы на базе G4 на 70% увеличивают производительность некоторых приложений (в частности, профессионального приложения для видеомонтажа Apple Final Cut Pro) даже в Mac OS 9. Так как уже доступна версия Mac OS X, поддерживающая многопроцессорный режим для любых приложений, то существенный прирост можно получить и в других программах, изначально не оптимизированных для многопроцессорной обработки.

Оперативная память. Хотя для простых операций достаточно 128 Мбайт (это минимум для стандартной конфигурации всех новых iMac и Power Macintosh G4), для использования профессиональных приложений видеомонтажа рекомендуется не менее 256 Мбайт.

Жесткий диск. Лучше иметь два диска: один — для приложений, а другой, более вместительный и быстрый, — для данных. Поскольку 1 ч видеозаписи в формате DV занимает около 12 Гбайт, то бессмысленно применять для этого накопитель объемом менее 10 Гбайт. Главное требование к диску, на который будет проводиться запись видео, — поддержка постоянной скорости потока данных не ниже 3—4 Мбайт/с при чтении/записи. Диски с маркировкой AV (сокращение от слов Audio Video) хорошо подходят для этой цели, но стоят дороже. Вполне приемлемое качество обеспечивают и обычные IDE-диски со скоростью вращения 5400 об/мин, но лучше — 7200 об/мин. Для повышения надежности хранения данных целесообразно использовать RAID-массив, но чтобы обеспечить его оптимальную конфигурацию RAID 5, требуется не менее четырех жестких дисков.

Операционная система. Основное требование ОС — надежность в работе. Желательна поддержка вытесняющей многозадачности и многопроцессорных платформ. С этой точки зрения оптимальным выбором будет Mac OS X.

Видеоплата. Для простых операций достаточно обычной 2D-видеоплаты для разъема AGP с большим объемом памяти, т. е. вполне подойдет 16-Мбайт ATI RAGE Pro 128 AGP, входящая в стандартную комплектацию iMac. Для обработки сложных спецэффектов лучше выбрать Power Macintosh G4 c ускорителем видео nVIDIA GeForce2 MX и 32-Мбайт памятью SDRAM (входит в стандартный комплект поставки моделей на базе процессоров с частотой 533 МГц и выше).

Звуковая плата. Хорошим выбором будет звуковая плата компании Turtle Beach. Если у вас iMac или Power Macintosh G4, то трудностей не возникает — все они имеют отличную встроенную стереосистему Odyssey компании Harman Cardon, обеспечивающую глубокое звучание.

Устройство резервного копирования. Для хранения отредактированных видеоматериалов желательно иметь накопитель объемом более 1 Гбайт, и потому лучшим вариантом будет стример, например 24-Гбайт внешний DAT-стример модели Hewlett-Packard SureStore (1350 долл.). Для материалов небольшого объема подойдет дисковод CD-RW, встроенный почти во все новые модели iMac и G4.

Платы ввода видео

При оцифровке видео с камеры формата VHS особое внимание следует уделять настройке системы. С большинством плат поставляются специальные программы, позволяющие протестировать систему и определить оптимальные условия для ввода видео: как вставить плату ввода, какой выбрать поток данных и т. п. Если в комплекте поставки такая программа отсутствует, то следует очень внимательно прочитать инструкцию к плате или попытаться найти нужную информацию в других источниках. Изменяя количество кадров в секунду, степень сжатия и размер вводимого изображения, можно добиться более качественного ввода.

Для тех, кто готов заплатить за дополнительные удобства, представляют интерес устройства компании Pinnacle Systems, например популярная для компьютеров Apple плата miroVIDEO DС30plus (около 530 долл.). Она имеет PCI-интерфейс и передает данные со скоростью 7 Мбайт/c и качеством рендеринга, близким к Betacam SP. Встроенный аудиопроцессор обеспечивает запись цифрового звука с качеством CD (16 разрядов, 44 кГц). Плата поставляется вместе с полными версиями ПО Adobe Premiere 5.1, miroINSTANT VideoTM, Adobe Photoshop 3.0 LE, HollywoodFX AlphaMagic (включает 300 отличных спецэффектов) и TitleDeko производства Pinnacle Systems (для профессиональной подготовки титров), а также с образцами аудио- и видеофайлов.

Монтажные платы компании Fast Multimedia ориентированы главным образом на профессиональные студии и стоят дороже.

Apple iMovie 2

Интерфейс iMovie 2

Если вы хотите привести в порядок свои видеозаписи (снабдить их титрами, озвучить и т. д.), то вам подойдет любая, даже самая простая монтажная программа, в частности Apple iMovie. А если необходимо выполнить более сложные операции вроде создания трехмерных переходов, сложных графических анимированных титров и спецэффектов, то стоит обратить внимание на более мощные видеомонтажные приложения, такие как Adobe Premiere и Apple Final Cut Pro.

Apple iMovie 2 — удобная программа редактирования цифрового видео с простым и интуитивно понятным интерфейсом, которая поставляется с каждым iMac и G4 (ее можно также загрузить бесплатно с Web-узла www.apple.com/imovie). С помощью этого ПО можно легко манипулировать видеофрагментами посредством мыши. Кроме того, iMovie подойдет и начинающим пользователям, поскольку позволяет выполнять достаточно сложные операции одной-двумя командами. Работает iMovie исключительно под управлением Mac OS и особенно рекомендуется для компьютеров серии iMac DV (или новых iMac) из-за низких требований к системным ресурсам: Mac OS 9.1, 300-МГц процессор G3 и 64-Мбайт ОЗУ.

Прежде чем создавать собственный фильм, разумеется, нужно подготовить необходимое оборудование. Список моделей видеокамер, совместимых с iMovie, можно посмотреть на Web-узле www.apple.com/imovie/shoot.html. Если при подключении камеры к компьютеру с портом FireWire программа iMovie уже была загружена, то она берет на себя выполнение всех операций, связанных с передачей аудио- и видеоданных с камеры на компьютер. Вы сумеете проконтролировать процесс передачи обычными кнопками просмотра видео.

При использовании iMovie можно не только переписывать данные с камеры на диск, но и передавать их обратно на камеру, чтобы просмотреть фильм на телеэкране.

У iMovie есть достаточно полезных свойств и возможностей для работы с видеокамерой, но не стоит рассматривать эту программу только как средство для ввода и записи видео. Подготовка отснятых материалов — это лишь самый первый этап при создании фильма или ролика. Далее следует стадия монтажа и редактирования сцен, во время которой iMovie будет также очень полезным инструментом.

Выполняя операции вырезания, копирования и вставки, можно в произвольном порядке переставлять и комбинировать как целые видеофрагменты, так и их части. Отслеживайте длительность воспроизведения, используя специальную шкалу временн/ого контроля. Ненужные отрывки обрезаются и удаляются.

Кроме того, iMovie предоставляет возможность управлять звуковым сопровождением фильма с четкой покадровой синхронизацией, дополнять видеоматериал различными звуковыми эффектами (например, закадровыми комментариями, записанными с помощью микрофона), выбирать звуковую дорожку с уже записанного компакт-диска или использовать готовый MP3-файл.

Наконец, предусмотрены титры и видеоэффекты. На любой из видеофрагментов можно наложить текст, выделяя отдельные его фрагменты гарнитурой, размером, начертанием и цветом шрифта. Между кадрами можно добавлять так называемые переходы, что дает интересные эффекты при проигрывании видеоклипов.

Вторая версия iMovie предоставляет внушительный набор дополнительных спецэффектов, на создание которых профессиональные видеостудии тратят огромные деньги. Благодаря ей можно добавить красочные оттенки, замедление и ускорение движения, перемещение в обратном направлении, водную рябь, мягкую расфокусировку и эффект старинной съемки. Кроме того, теперь допустимо изменять размер текста в титрах и определять, как долго они будут находиться на экране.

Средства экспорта iMovie позволяют выбрать любой из поддерживаемых QuickTime форматов для создания фильмов, которые впоследствии могут быть размещены в Internet, отправлены по электронной почте или записаны на CD-ROM. А если у вас есть 733-МГц Power Macintosh G4 с дисководом SuperDrive, то можно записать cобственный DVD-диск с помощью бесплатной программы iDVD, формат которой поддерживает iMovie 2.

Но несмотря на все свои преимущества, iMovie 2 все же представляет собой продукт для любительского видеомонтажа. Так что если требуется профессиональная обработка видеоматериалов, то лучше выбрать какое-либо другое ПО, например Apple Final Cut Pro 2 (1000 долл.).

Apple Final Cut Pro 2

Интерфейс Final Cut Pro 2

Это новая версия популярного приложения для монтажа и записи видео практически в любом формате (от Digital Video до Beta SP и High Definition). Функция редактирования видео в режиме реального времени позволяет просматривать все эффекты «на лету» в фоновом режиме без рендеринга. Открытая архитектура ПО дает возможность использовать его совместно с продуктами независимых производителей.

В Final Cut Pro 2 функции редактирования и компоновки интегрированы в рабочий процесс производства видео. Установив дополнительную плату для обработки видео в режиме реального времени (например, RTMac компании Matrox), можно мгновенно применить эффекты вытеснения, растворения и 2D-передвижения.

Final Cut Pro 2 обладает множеством дополнительных возможностей, которые, несомненно, вызовут интерес у профессионалов видеомонтажа. Так, с помощью этой программы можно легко конвертировать записи в большинство популярных Web-форматов, а также экспортировать звук, совместимый со стандартными системами для микширования и доработки.

Одно из основных преимуществ данного приложения — возможность комбинации до 99 уровней видео, аудио, текста и графики. Можно создавать сложные спецэффекты, используя встроенный в Final Cut Pro язык сценариев FX или сотни подключаемых модулей для Adobe After Effect. В новой версии существенно расширены возможности ввода, что позволяет работать со значительными объемами данных (более 100 Гбайт).

Совместное применение Final Cut Pro с новым пакетом Apple DVD Studio Pro формирует законченную систему для профессионального производства цифрового видео (в том числе в формате MPEG 2). С помощью DVD Studio Pro можно записывать профессиональные DVD-диски, применяя дисковод SuperDrive в Power Macintosh G4.

Final Cut Pro 2 использует преимущества компьютеров Power Macintosh G4 и PowerBook G4, а также новой архитектуры QuickTime 5 для повышения производительности при редактировании видео. В ходе выполнения операций, требующих большого объема вычислений, Final Cut Pro 2 работает на 30% быстрее на компьютерах с одним процессором G4 и на 70% быстрее на двухпроцессорных системах, чем предыдущая версия пакета (Final Cut Pro 1.2). Однако вторая версия требует повышенного объема оперативной памяти — не менее 192 Мбайт, а для редактирования видео в режиме реального времени — 256 Мбайт. Но скорости 300-МГц процессора G3 будет вполне достаточно, т. е. Final Cut Pro 2 может работать и на любых моделях iMac.

Подведем итоги

Таким образом, если вам нужна цифровая видеостудия любительского уровня, то достаточно приобрести iMac DV (1000 долл.) или любой новый iMac (от 1200 долл.), причем программу видеомонтажа iMovie 2 можно получить бесплатно. Для создания профессиональной студии лучшим выбором будем Power Macintosh G4 (от 2045 до 3950 долл.) и Final Cut Pro 2 (1000 долл.).

Сергей Цуприков, sergey@nbz.ru


Коротко о формате DV

Первоначально цифровой формат DV (Digital Video) был разработан для домашнего применения, но в процессе его развития появилось столь привлекательное оборудование, что им всерьез заинтересовались профессионалы видеосъемки. Согласно рекомендациям ITU-R — Международного профессионального телевизионного сообщества, телевизионный кадр стандарта PAL содержит 576 строк, каждая из которых включает 720 независимых элементов. Теоретически каждый элемент (пиксел) кадра имеет собственные значения YUV (яркости и двух цветоразностных сигналов — U и V), т. е. требует 3 байт. Такое представление, когда и яркость, и сигналы цветности имеют равное число независимых значений, обозначается как 4:4:4. В профессиональном телевидении принято соотношение 4:2:2 (в строке меньше вдвое число пикселов). При снижении вертикального цветового разрешения получается 4:2:0, что уменьшает цветовые матрицы до 360x288 пикселов, а число байт — на один, до 1,5. В итоге именно такое итоговое разрешение было принято для цифровых фотокамер DV-формата, имеющих физическое разрешение цветочувствительной матрицы не менее 500 линий.

Поскольку в формат DV заложен механизм сужения в два раза полосы пропускания информации для снижения скорости видеопотока, вряд ли профессионалы откажутся от более дорогих, но с большими возможностями устройств видеозаписи. Однако именно этот недостаток сделал DV доступным для домашних и корпоративных пользователей, а также малобюджетных производителей и телевизионных вещателей, ранее работавших на S-VHS, а теперь использующих DV как альтернативу формату Betacam, стоимость оборудования для которого в несколько раз выше.

При соотношении 4:2:0 секунда цифрового видео занимает 15,5 Мбайт, но этот объем можно существенно сократить, применив специальные виды сжатия. Стандартом DV предусмотрено, что перед записью видеоданные подвергаются сжатию по математической процедуре дискретно-косинусного преобразования (DCT) до потока 25 Мбит/с. Это соответствует сжатию 5:1. Таким образом, минута цифрового видео в формате DV занимает 200 Мбайт (стандартная кассета mini-DV вмещает 60 мин записи). Звук не сжимается и записывается на две дорожки с качеством CD. Некоторые модели DV-оборудования имеют четыре звуковые дорожки, что значительно расширяет области их применения.

Для обмена данными между различными DV-устройствами компания Apple создала универсальный цифровой интерфейс FireWire, или IEEE 1394 (www.apple.com/firewire), позволяющий передавать по одному кабелю аудио- и/или видеоданные, а также команды управления DV-устройством. Более подробную информацию о различных устройствах, подключаемых через FireWire, можно получить на Web-узле www.apple.com/firewire/firewireproducts.html.

На базе формата DV были разработаны форматы DVCAM (Sony) и DVCPRO (Panasonic), ориентированные на тележурналистику. В настоящее время формат DV поддерживается консорциумом, включающим более 60 производителей, в том числе Canon, JVC, Panasonic, Sharp и Sony.

Дополнительное преимущество DV-камер — небольшие габариты, четкий стоп-кадр, разметка/маркировка отснятых сюжетов прямо на видеокамере, поддержка тайм-кодов, наложение звука после записи видео, запись нескольких каналов звука, наличие в камере простых фильтров и др. Для записи видео обычно используют так называемые кассеты miniDV стандартной продолжительностью в 60 мин. Поэтому такую аппаратуру называют miniDV-камерами, хотя они используют все тот же формат DV.