Дети растут, и хорошо, когда вместе с ними «подрастают» и программы, которые нужны для их обучения. Именно так произошло с учебно-методическим комплексом «Радуга в компьютере» (см. «Мир ПК», № 1/99, с. 106).

Новый набор программ «Радуга в компьютере» сохранил положительные свойства, присущие его предшественникам. Это возможность для учителя самому менять дидактическое наполнение урока и вести статистику результатов выполнения заданий, а для ученика — решать задачи хоть в одиночку, хоть соревнуясь с соседом по парте.

Структура комплекса также не претерпела серьезных изменений. Задания делятся на три большие группы — математика, русский язык и развивающие игры. Входящая в состав практикума служебная программа «Конструктор урока» очень проста в освоении и позволяет учителю составить из отдельных игр-заданий урок в соответствии со школьной программой.

Однако наряду со старыми упражнениями для 1—2-го классов, которые могут использоваться для повторения и закрепления материала, в комплект включены новые задания. Требования к аппаратным средствам при этом остались прежними.

Математика. Вряд ли деление в столбик — любимое занятие мальчишек и девчонок, но заниматься этим за компьютером намного веселее. Результат виден сразу. Если все верно, появится довольный мудрый Кролик, а если нет — увы, грустный Ослик.

Определить скорость, время и расстояние помогают пять видов заданий, в которых участвуют Буратино, птицы, машины, самолет и сверхзвуковой истребитель. В этой игре имеются два режима. В первом все необходимые для определения скорости параметры даются в виде чисел, во втором, который посложнее, их нужно определить по показаниям полосатых километровых столбов и находящихся рядом с ними часов.

Ну вот, опять Ослик!

Если задание ученику покажется трудным, достаточно нажать кнопку , чтобы получить подсказку.

В игре «Дроби 1» ребенок повторит материал 2-го класса, а в уроке «Дроби 2» освоит более сложные операции с дробями по программе 3-го. Наглядное отображение дробей на экране, над которыми проводились действия, очень хорошо помогает в понимании материала.

Русский язык. Тренироваться в морфологическом разборе существительных, глаголов, прилагательных и местоимений помогают яркие матрешки. Собственно, они и оценивают правильность ответа.

В верхней части экрана компьютер записывает предложение, а задания выдаются в виде набора листочков с расположенными на них вариантами ответов, из которых нужно выбрать правильный. Если ответ правильный, центральная часть матрешки окрасится в зеленый цвет, а если нет — в красный.

В следующей игре, «Правописание окончаний», надо вместе с пчелой заполнить нектаром соты, а для этого требуется правильно указывать окончания. Если ребенок ошибется, задание повторится, если опять даст неправильный ответ — компьютер сам выполнит задание.

Наполни-ка поскорей мой мешок!

Проверить и закрепить знания по программе с 1-го по 3-й класс можно на уроке «Орфографический экзамен». Строгие экзаменаторы в левой части экрана выставят оценки за каждое выполненное учеником задание.

Развивающие игры. Непросто складывать числа в условиях ограниченного времени. А вот укладывать слоями драгоценные камни с написанными на них цифрами от 0 до 9 (по три камня в слое) увлекательное занятие!

Камни сыпятся, стакан наполняется... Да, мешок дядюшки Скруджа очень похож на любимый «Тетрис».

Соотношение формы и цвета постигается с помощью довольно богатого набора графических элементов в игре «Мозаика 3»: указываем мышкой место, куда нужно поместить фигуру, причем правая кнопка мыши действует как ластик. Если созданный шедевр получился вовсе не таким, как задумывался, можно уничтожить все одним махом, нажав кнопку «Очистить экран». И начать все сначала.

А вот игру «Гусеница» можно считать клавиатурным тренажером. Помочь гусенице быстро добраться до плода надо, энергично стуча по нужным клавишам.

Авторы комплекса из Калининградского государственного университета готовы поделиться с учителями и родителями богатым опытом использования пакета «Радуга в компьютере».


Коротко о продукте

«Радуга в компьютере 3» — комплекс обучающих программ для начальных классов средней школы ? Системные требования: компьютер 286 (14 МГц), 1-Мбайт ОЗУ, 11 Мбайт свободного пространства на жестком диске ? Разработчики: Калининградский государственный университет, ЦНИТ им. В.И. Варченко


Эксперты — дети

Вторая детская тестовая лаборатория, на базе Берсеневского детского дома Солнечногорского района Московской обл. (cм. «Мир ПК», № 3/2000), была открыта прежде всего для тестирования детьми учебных программ, предназначенных для школьников с 1-го по 6-й класс. Детей именно этого возраста не хватало в первой детской тестовой лаборатории, которая работает с 1995 г. на базе моcковской гимназии № 1517.

Одним из «подопытных кроликов» стал комплекс «Радуга в компьютере», рассчитанный как раз на использование в учебном процессе с 1-го по 5-й класс. Тестирование шло одновременно за пятью компьютерами группами по три воспитанника в каждой.

Юным экспертам было предложено в «свободном поиске» выбирать упражнения-игры из комплекса «Радуга», попробовать выполнить содержащиеся в них задания и определить, какая игра наиболее интересная, а какая, наоборот, самая скучная.

Одной группе экспертов понравились игра «Эрудит» и «Тренажер 1». Самой же скучной они признали игру «Найди фигуру».

Другая группа увлеклась математикой и отдала предпочтение игре «Догадайся и продолжи». А вот «Тренажер 2» не понравился: «Непонятно, как играть. Пока разберешься, время на решение закончится», — констатировали юные эксперты.

Еще одной группе игра «Поставь ударение» понравилась больше всего: «Поучительная и для школы полезная». По душе пришлась игра «Вставь пропущенную букву», а также раскраска «Фантазия развивается», — убеждены ребята.

А вот игру «Квадрат» дети забраковали — они сочли ее очень трудной.

Отметили школьники и логическую игру «Пасьянс».

В основном в комплексе «Радуга в компьютере» детям больше понравился блок логических игр, а вот блок математики и русского языка оказался менее привлекательным. Впрочем, наверное, это естественно — играть всегда веселее, чем учиться.

Редакция благодарит компанию «K-Systems» за компьютеры, предоставленные для работы детской тестовой лаборатории в Берсеневском детском доме.

947