Однако современные достижения в развитии информационных и коммуникационных технологий сделали управление бизнесом эффективным и оперативным, сформировали среду для экономической деятельности в Internet, ведь появилось даже такое понятие, как «электронная коммерция».

Посетить несколько Internet-магазинов, безусловно, проще, чем обычные торговые точки, а если не удалось найти нужный товар, то можно оставить заказ. Хорошо организованный Internet-магазин имеет отлаженную систему информационной поддержки — сведения о товаре выдаются мгновенно, а покупатель может рассмотреть несколько вариантов, что довольно непросто сделать в обычном магазине.

Недавно в Англии провели интересный эксперимент: четверых добровольцев на пять дней изолировали от внешнего мира, выдав каждому по пластиковой карте с 500 фунтами и предоставив возможность общаться исключительно через Internet. К концу срока все испытуемые были одеты, обуты и сыты, обзавелись плеерами и книгами.

А как же обстоят дела у нас, может ли рядовой пользователь Internet выбрать в виртуальном магазине нужный товар, оплатить и получить его?

Свое путешествие я начала с Web-узла «Навигатор по электронной коммерции» (www.magzin.ru), где размещены ссылки на 174 Internet-магазина, объединенные в 17 категорий. Их ассортимент весьма разнообразен — от компьютерной техники до цветов и подарков. Выбор и заказ в таких магазинах выполняется предельно просто: отобранные товары помещаются в так называемую корзину, которую можно всегда просмотреть и, если необходимо, что-то добавить в нее или изъять. Кроме того, можно узнать суммарную стоимость приобретенных товаров. Для оформления покупки следует заполнить специальную форму, а также выбрать способ оплаты и доставки товара. Неудивительно, что торговля компьютерами, комплектующими и ПО занимает не последнее место в электронной коммерции. Как правило, подобные Internet-магазины являются виртуальными каталогами компьютерных фирм, причем цены в них зачастую ниже, чем в обычных. Вот неполный перечень виртуальных компьютерных салонов: «Формоза» (www.shop.formoza.ru), «Квазар» (http://www.kvazar.ru/shop.html), «Кварта Технологии» (http://www.ntshop.ru/shop), «АйТи» (http://www.it.imbs.com), pcMARKET (http://www.pcmarket.ru), «СофтЛайн» (http://www.sofline.ru), ParaType (http://www.paratyperu/ru/shop/default.htm). И этот список можно еще продолжить.

Однако не компьютером единым жив человек. Один из самых популярных товаров, предлагаемых в Internet-магазинах, — книги. Причина этого кроется, скорее всего, в их дешевизне: расстаться с 5—10 долл. легче, чем с 500—1000 долл., да и покупать ПК и оргтехнику через Сеть некоторым пользователям все еще психологически трудно.

На Web-узле www. books.ru находится, на мой взгляд, один из самых больших и удобных виртуальных книжных магазинов под названием «Книги России». В нем представлена самая разная литература. Так, я перевела через Сбербанк на счет магазина необходимую сумму (можно и наложенным платежом) за книгу известного дизайнера Дмитрия Кирсанова «Веб-дизайн» и примерно через две недели получила ее на почте.

Книголюбам я также посоветую посетить Internet-магазины «Агама» (www.agama.com/win/r_club/library), Центра информационных технологий (www.citmgu.ru/bookstore) и издательства «Питер-пресс» (www.piter-press.ru), а также недавно созданный Web-узел www.bolero.ru.

Антивирусные программы, видео- и аудиокассеты, мультимедийные энциклопедии — все это можно приобрести в Internet-магазине «Музыкального телефона» (shop.cdru.com). Виртуальный магазин «о3он» (www.о3.ru) предлагает своим покупателям несколько тысяч книг, видеокассеты и подарки, но крупнейшим в Internet на сегодняшний день, пожалуй, является все же Russian Shopping (www.russiashopping.com/index.r.htm), на «полках» которого собрано около 29 тыс. наименований товаров.

Любители «нездорового» образа жизни (а именно — курения) смогут купить сигары, табак и аксессуары по адресу www.tabak.ru/shop, правда, продукция представлена только одним табачным торговым домом «Ротманс».

Виртуальный супермаркет (www.intershop.ru) имеет отделы «Компьютерная техника», «Оргтехника и связь», «Мебель и интерьер», а в отделе «Комиссионка» предлагаются товары по частным объявлениям. Кроме того, при продаже без доставки (для этого нужно предъявить продавцу «Карточку покупателя» и сказать, что вы из электронного магазина) можно получить небольшую скидку.

Крупнейшие российские операторы сотовой связи АО «ВымпелКом» (www.beeline.ru) и Московская сотовая связь (www.mcc.ru), а также многие операторы пейджинговой связи принимают и оформляют заказы в своих виртуальных магазинах, резервируют и передают покупателю товары через торгового агента.

Итак, уровень сервиса в отечественных электронных магазинах приблизился к уровню зарубежных, однако остаются нерешенными главные проблемы виртуальной торговли в России — неразвитость структуры электронных платежей и недостаточное распространение пластиковых платежных карт. Тем не менее будем надеяться, что в ближайшем будущем каждый, кто имеет ПК и доступ в Internet, сможет в любое время заказать необходимый ему предмет и получить его на следующий же день. Скажете, это маниловские мечты?

Ирина Чернышева
black@comnpet.ru