Коротко о продукте

Уже появилось множество разработанных различными фирмами программных продуктов - компьютерные учебники, энциклопедии, тестирующие программы. Иногда их объединяют и получают таким образом электронный учебный курс. Широко известная своими разработками по физике фирма "Физикон" (см. "Мир ПК", # 11/97, с. 164) недавно представила курс "Открытая математика: Стереометрия 1.0".

Первое впечатление от программы - серьезность исполнения. Курс выполнен в виде HTML-страниц, имеющих встроенные картинки и ссылки на Web-узел "Физикона". Учебник включает следующие разделы: "Содержание", "Поиск", "Справочник", "Журнал" и "Помощь", являющиеся одновременно пунктами меню. Приведены также сведения о самой фирме-разработчике и ее проектах.

В состав "Содержания" (основную часть программы) входят "Теория", "Контрольные вопросы", "Задачи с решениями", "Задачи шаг за шагом" и "Задачи для самостоятельного решения". Теория в основном соответствует учебному курсу геометрии для средней школы, дополненному теоремой Симпсона и уравнением плоскости в пространстве. Методы построения сечений и комбинации тел выделены в отдельный подраздел. Материал излагается довольно сжато и сухо. Можно просмотреть видеоролик и прослушать озвученное профессиональными дикторами краткое содержание раздела, но тем не менее, как отмечали большинство учеников, текст воспринимается довольно сложно.

Каждый открывающийся экран представляет собой страницу рабочей тетради, содержащую гипертекст, картинки и ссылки на полях, с помощью которых можно включить видеоролик, прослушать текст, прочитать замечания и доказательства. Жаль только, что во время прокручивания страницы, например при длинных доказательствах, картинки "заезжают" за экран. В программе можно изменять размер шрифта, а вот размер символов в формулах при этом не меняется. В результате получается крупный текст с мелкими формулами.

После изучения теории можно посмеяться приведенной там же шутке. Идея, конечно, замечательная, но вот реализована слишком формально. Большинство шуток вызывают не смех, а мягко говоря, удивление, но иногда встречаются и удачные. Одно из пожеланий, высказанных по их поводу школьниками, - "привязать" содержание шуток к соответствующим разделам.

Вдоволь "насмеявшись", можно попробовать свои силы в "Контрольных вопросах". Вопросов хотя и много, но они на удивление простые - даже ученики гуманитарных классов отвечают на них без особых проблем.

В "Задачах с решениями" разбираются модельные одношаговые задачи. К сожалению, к многим из них не приведены рисунки, а ссылки к основным определениям и понятиям очень скудны. Досадно, что здесь слабо используются те возможности, ради которых, вероятно, продукт и был сделан в виде HTML-страниц. "Задачи шаг за шагом" имеют те же недостатки, но заложенная здесь идея декомпозиции сложных задач на одношаговые несомненно является удачной.

В "Задачах для самостоятельного решения" практически все примеры построены однотипно и к тому же просты. Предлагается отработать основные приемы поиска геометрических элементов: длин отрезков, мер углов, площадей и объемов фигур.

Набор контрольных вопросов и задач для самостоятельного решения представлен в виде тестов, а результаты ответов на них заносятся в журнал. Любой обучающийся, когда ему что-либо не понравится, может очистить содержимое журнала, в том числе и результаты предыдущих тестирований.

Остальные разделы можно отнести к справочной системе. Раздел "Поиск" является, по сути, предметным указателем, однако в нем почему-то отсутствуют казалось бы естественные функции автоматического поиска по ключевым словам и возможность формирования списка терминов по шаблону.

В Microsoft Internet Explorer есть система поиска, но для ограничения области поиска нужно уметь им правильно пользоваться и знать, как устроены и связаны HTML-страницы.

Из раздела "Справочник" можно получить для какой-либо фигуры все формулы с поясняющими чертежами. Однако построить набор данных по запросу, например найти одновременно формулы объема призмы, пирамиды и усеченной пирамиды, мне не удалось.

Начинающему работать с данной программой можно порекомендовать ознакомиться с разделом "Помощь". В нем раскрыта концепция программы, просто и понятно рассказывается, как правильно в ней ориентироваться, что надо сделать для удобства работы, а также приведена другая полезная информация.

Отдельно хочется сказать о скорости работы программы в целом. При заявленных минимальных требованиях (486DX2-66 и 8-Мбайт ОЗУ) основное, чем она занималась, - это постоянная загрузка своих составных частей. А вот времени на само изучение оставалось совсем мало, школьники даже пошутили: "На изучение стереометрии в школе отводится два года, есть шанс, что уложимся". Отмечу, что только при использовании ПК с процессором Pentium-166 с технологией MMХ и 32-Мбайт ОЗУ удалось получить приемлемое быстродействие работы программы. К сожалению, большинство школ не располагают такими ПК, да и домашний арсенал современного ученика, как правило, гораздо скромнее.

И последнее: хотелось бы понять, на кого конкретно ориентирован данный курс? Как уже отмечалось, в нем нет "хитрых" задач и он не особенно интересен детям, хорошо знающим предмет. Возможно, с его помощью будет полезно ознакомиться с некоторыми разделами, например посмотреть, как строятся сечения. Если данный курс рассчитан на лентяя, то, наверное, будет проще заставить его читать обычный учебник, чем освоить эту программу. Вероятно, этот курс подойдет для фанатов ПК, которые постоянно сидят за монитором и которым неинтересно читать учебник, а осваивать тот же материал на компьютере доставит удовольствие.

М.А. Пчелин
- координатор детской тестовой лаборатории журнала "Мир ПК",
тел.: (095) 144-45-21, 192-11-97


Коротко о продукте

Открытая математика. Стереометрия 1.0
В программе представлен школьный курс стереометрии c разбором основных типов задач. Работает только с компакт-диска, есть сетевая версия.
Системные требования: 486DX2-66, 8-Мбайт ОЗУ, 10 Мбайт свободного пространства на жестком диске, Microsoft Internet Explorer версии не ниже 3.02 (или 15 Мбайт на жестком диске для его установки), дисковод СD-ROM, SVGA-видеоадаптер (800x600 точек при отображении не менее 32 768 цветов), звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 95 или Windows NT.
Цена: 26 долл.
"Физикон", тел. в Москве: (095) 408-77-72, soft@physicon.ru, www.physicon.ru