Виртуализация "ДДТ" как она есть
Алгебра и гармония "Виртуального театра ДДТ"
Заключение

Идею проекта "Виртуальный театр ДДТ" подал Георгий Пачиков, а его режиссером стал Вадим Кошкин, создавший клип "Пули" для группы "Манго-Манго". Художник проекта, Андрей Разумов, ранее иллюстрировал фантастические романы. Программисты Владимир Легалов, создатель конструктора виртуальных миров под названием Virtual Home Space Builder (VHSB), и Алексей Нащокин специально доработали для "Виртуального театра ДДТ" VHSB, сделав все возможное для корректной его работы. Сам же "Театр ДДТ" предоставил материалы и дал согласие на свою виртуализацию. Когда номер журнала с этой статьей выйдет из печати, "Виртуальный театр ДДТ", вероятно, уже появится в продаже.

Виртуализация "ДДТ" как она есть

Вначале было... В частности, у создателей диска был конструктор виртуальных миров VHSB, с помощью которого можно создавать и изменять трехмерные сцены, а также видеозаписи виртуального пространства. На базе VHSB Г. Пачиков предложил спроектировать среду, в которой будут показаны история развития группы "ДДТ" и творческий мир ее лидера - Юрия Шевчука. Сам Шевчук не слишком хорошо знаком с компьютером, поэтому на форму и характер созданной виртуальной среды не влиял. Он предоставил список песен, а также архивные материалы, и они вошли в диск, надо заметить, без редактуры, в исходной форме. Кроме того, он дал консультации, которые помогли представить творческий путь и концепцию развития группы.

В диск включены различные ранее не опубликованные тексты, множество фотографий, снятые самим Шевчуком домашние видеосюжеты, а также неизвестные ранее видеозаписи, сделанные группой во время гастролей. Из представленных статей и публикаций можно узнать все о творческом пути "ДДТ" и ее лидере начиная с 1985 г., с первой разгромной заметки о Юрии Шевчуке "Менестрель с чужим голосом", опубликованной в одной из уральских газет. К счастью, она не оказалась пророческой.

Таким образом удалось собрать большой и интересный материал, на основе которого с помощью конструктора VHSB нужно было воссоздать мир "ДДТ", соответствующий "духу и букве" группы: от раннего детства Юрия Шевчука до сегодняшних дней, причем со всеми подробностями.

На диске представлены значимые для "ДДТ" миры - от "Деревни", в которую Шевчук после каждого турне уединяется для обдумывания новых песен, до "Тверской" с ее разгульной жизнью. Самое же первое пространство, в которое попадает пользователь диска, - это, как ни странно, "Кладбище".

Но давайте по порядку. После запуска диска можно выбрать один из трех вариантов: начать путешествовать по пространствам, войти в содержащий архивные документы, видеозаписи, фотографии и тексты раздел "Биоскоп" или сразу начать решать головоломку, если вы большой знаток песен "ДДТ".

Просмотрев мастер-диск, я решила встретиться с режиссером проекта Вадимом Кошкиным, который, однако, называет себя медиа-директором. Ниже привожу свою беседу с ним.

В.К.: После запуска диска пользователь приступает как бы к разгадыванию загадки: что это? Так же как и в компьютерной игре, в "Виртуальном театре ДДТ" невозможно сразу понять, что происходит. Хотя на диске имеется справочный раздел и пользователь может обратиться к нему, я бы все-таки рекомендовал просто начать исследовать виртуальное пространство.

Зачастую виртуальная реальность предлагает нам "странную" бесконечность, не имеющую никакого сюжета. В "Виртуальном театре ДДТ" присутствует своя логика развития, которая вводит пользователя в творческий мир группы. Виртуальные миры как бы отражают их внутренние пространства, например, "Деревня" в понимании самого Шевчука - это уединенное место, дающее ему новое дыхание. Там представлены фотографии, связанные с этим периодом жизни и творчества группы, видеозапись, на которой Юрий Шевчук читает свои стихи и отвечает на записки с вопросами, относящимися к тому времени. Попасть в "Деревню" можно и из других частей диска, но для этого придется ответить на вопрос: "Зачем Юрий Шевчук ездит в деревню?" Если угадаете, то войдете через дверь в "деревню", где вас встретит Шевчук, читающий стихотворение о Вологде.

Этот компакт-диск во многом предназначен для людей именно компьютерной культуры, любящих разбираться, как устроены программы. Мы действуем, как старуха Шапокляк: бросаем на землю кошелек и тянем его за веревочку. Пользователь идет за ним, и таким образом мы проводим его по всему диску.

Н.П.: Следовательно, на этом диске ничего без труда получить нельзя?

В.К.: Нет, можно. Попробуйте просто исследовать архивы или пройти от одного пространства к другому, используя навигатор в углу экрана.

Н.П.: Понятно. Сторонники прямых путей будут гулять по мирам "ДДТ" с помощью навигатора, а любители создавать себе проблемы, которые потом приходится героически разрешать, смогут найти на диске загадки и поломать над ними голову. Можно встретить Шевчука и его друзей, послушать музыку "ДДТ", посмотреть фотографии и видеозаписи разных периодов, прочитать тексты, получить ответы на вопросы о группе из первых уст, т. е. от самого Юрия Шевчука. Из "Дворика детства" можно попасть в "Туннель", а оттуда в "Избу железнодорожника" или в "Вагон метро".

В.К.: Но заметьте, что в отличие от создателей компьютерных игр мы не даем пользователю ничего: на диске нет ни бонусов, ни призов.

Н.П.: Только сведения о группе и удовольствие от общения с ней?

В.К.: И еще - личный клип, рассказывающий об этом общении. Каждый пользователь может записать свой путь внутри диска со всеми параметрами, вплоть до высоты и угла наклона камеры. В клип можно включить видеофрагменты, иллюстрации и какие-нибудь собственные оцифрованные фрагменты, а потом вывести получившийся фильм на видео. Этот клип можно послать группе "ДДТ", и даже существует вероятность, что его покажут по телевизору.

Н.П.: А если фильм "ДДТ" понравится, перестанет ли быть виртуальным общение пользователя с группой? Ведь получится передача "Сам себе режиссер", имеющая продолжение.

Когда ты начал работать над диском, была ли у тебя самого некая картина того, как должна выглядеть "визуализация песен и внутреннего мира "ДДТ""?

В.К.: Общее представление о зрительном ряде и стиле диска у меня возникло сразу, а в процессе его создания многое подсказала технология VHSB. По сравнению с другими программами VHSB какие-то возможности создателей виртуальных миров расширяет, а какие-то ограничивает, но мы старались использовать это как импульс для развития творчества. Бывают же различные конструкторы: пластмассовые, металлические, деревянные. У нас оказался "пластмассовый", и мы постарались создать с его помощью самое лучшее. Конструктор задавал определенные рамки, а встретившиеся нам трудности только инициировали его осмысление.

Н.П.: В результате вышел идеологически и технологически новый, уникальный продукт?

В.К.: Да, у нас получилось первое четырехмерное кино. Мир, в котором находится пользователь, трехмерен и интерактивен, а наше взаимодействие с ним растягивается. Созданы различные интерактивные мультфильмы или игрушки, но в них нет "жизнеподобного" лабиринта. Мы хотели сделать хотя и оригинальный, но унифицированный по своим функциям интерфейс, поэтому любой пользователь легко сможет освоить навигацию. Ключевые клавиши расставлены традиционно, легко запоминаются и удобны в пользовании. Это действительно виртуальный театр "ДДТ" - трехмерная среда, законсервированная реальная жизнь, которая оживает только тогда, когда пользователь взаимодействует с ней. Впервые для трехмерной компьютерной игры был выбран другой сюжет. Ведь обычно это бывают погони, убийства, добыча талисманов...

Н.П.: Да, верно. В "Виртуальном театре ДДТ" мы добываем знания, а не принцессу, наслаждаемся радостью человеческого общения, а не азартом погони, обретаем друзей, а не убиваем неисчислимые полчища врагов. Наша задача - творческая, ведь мы исследуем мир группы "ДДТ", как Робинзон Крузо изучал остров в океане, только этот "остров" безопасен и дружелюбен. В компьютерной игре обычно встречаются различные уровни, которые проходят один за другим и к которым не всегда нужно возвращаться. В "Виртуальном театре ДДТ" мир не разбит на ступеньки, а представляет собой как бы поверхность, тот самый "остров "ДДТ"", и его можно изучать. Мне кажется, смысл диска не в достижении или получении чего-либо, а в постижении мира и общении с ним. Хотя этот мир и создан заранее, цели каждый ставит себе сам, строя жизнь в виртуальном мире "ДДТ" так, как находит нужным.

В "Виртуальном театре ДДТ" иные отношения со временем, чем в компьютерных играх или интерактивных мультфильмах: на диске все события существуют одновременно. Их можно выстроить в хронологическом порядке, но реальная последовательность событий складывается по мере освоения нами различных миров. При каждом общении с диском мы приобретаем новые знания, что не всегда соответствует хронологии: из 1985 г. можно сразу попасть в 1995-й, а потом в 1990 г. и т. д. Миновав мир детства, можно попасть в "Избу железнодорожника", а проигнорировав "Тверскую", уехать в "Деревню". Вернувшись обратно в 1995 г., вы можете обнаружить, что часть информации случайно или сознательно пропущена, и восстановить еще один кусок творчества "ДДТ".

Алгебра и гармония "Виртуального театра ДДТ"

Художник проекта Андрей Разумов много лет иллюстрировал фантастику: книги Булычева, Геворкяна, Лукина... Впервые во время работы над "Виртуальным театром ДДТ" он так долго просидел за компьютером.

Н.П.: Какова общая идея графического стиля этого диска? Влиял ли Шевчук на его оформление? Как идеи художественного оформления соотносятся с песнями "ДДТ", сложилось ли у Вас общее представление о том, как "выглядит" музыкальный стиль "ДДТ"? И вообще, "ДДТ" была Вами выбрана как любимая группа или это произошло случайно?

А.Р.: Стиль возник ассоциативно. Я вообще очень люблю и часто слушаю музыку, "ДДТ" знаю давно и некоторое представление о том, какой зрительный ряд должен соответствовать их песням, у меня уже было сформировано. А в "Параграф" я пришел именно для работы над этим проектом тогда, когда возникла идея "Виртуального театра ДДТ".

Н.П.: Какова была общая художественная идея диска? Она была задана вам заранее или возникала постепенно и художникам предоставили свободу в формировании диска?

А.Р.: Первоначально задача выглядела весьма расплывчато: мы хотели просто создать музей "ДДТ". Было известно, что виртуальные миры будут делаться с помощью VHSB, а собственно графика - с использованием пакетов Photoshop, 3D Studio и Picture Publisher. Такая общая постановка задачи предоставила мне довольно высокую степень свободы. Кроме того, очень помогло то, что по мере работы над проектом художник А. Науменков доработал текстуры, а программист А. Нащокин при возникновении новых потребностей добавлял необходимые функции в VHSB.

Н.П.: Это получилось очень удачно: технология и искусство в этом проекте не конфликтуют, как это зачастую бывает при создании образов в компьютерной графике, а дополняют друг друга. Если судить по художественному решению диска, активное общение с компьютером повлияло на ваш живописный стиль. В диске много видеофрагментов и архивных документов, у него стильный интерфейс, с помощью которого можно перемещаться по виртуальным мирам... и он заполнен очень хорошей компьютерной графикой, значительно отличающейся по стилю от книжных иллюстраций даже авангардного фантастического романа. А какая часть виртуального мира "ДДТ" Вам нравится больше всего?

А.Р.: Мне очень нравится первый созданный для диска виртуальный мир - "Подъезд". Когда я показывал его Шевчуку, было еще не ясно, что получится из всей этой затеи и будет ли вообще продолжение. Мне и самому было тогда не вполне понятно, что это такое я создал. Однако проект раскрутился, и вторым я сделал "Двор". А потом появился Кошкин, который уже создал общую концепцию диска и стал режиссером проекта.

Н.П.: И первые наработки стали классикой, по которой можно было строить остальные виртуальные миры диска. А есть ли на диске неожиданные художественные находки?

А.Р.: В "Избе" на стене среди ковров и различных предметов быта висят две картинки моей дочери - на них я и моя жена. Так что у меня там есть родной уголок, и это получилось совсем неожиданно.

Н.П.: Они, кстати, очень естественно вписываются: как будто в настоящей деревенской избе дети рисуют картинки и прикрепляют их на стенку.

А.Р.: Мне вообще очень понравилось работать над этим проектом, задача была туманной и требовала изобретательности. Интересно было работать и с VHSB. Продукт очень прост в работе и хорошо подходит для выполнения данного проекта, ведь он как раз и предназначен для создания музеев, причем построить сцену и оптимизировать ее можно даже без программирования.

Н.П.: Насколько я знаю, первая версия VHSB использовалась при создании компакт-диска "Наутилуса". "Виртуальный театр ДДТ" делался с помощью VHSB 1.0, которая дорабатывалась в процессе создания диска. По словам программиста проекта А. Нащокина, специально для диска "ДДТ" были дописаны процедуры, позволяющие не выпускать пользователя за пределы сцены. Он не должен был взлетать выше крыши "Избы" или падать на рельсы в "Вагоне метро". Это важное дополнение, позволяющее скрыть "кухню" виртуальных миров диска. Кроме того, стало возможным загружать очень большие сцены, не прерывая звучащей в этот момент музыки, а также в VHSB были добавлены функции, позволяющие записывать прогулку пользователя по "Виртуальному театру ДДТ". Для нас это, наверное, самое ощутимое технологическое отличие диска "ДДТ" от "Наутилуса". Фактически в виртуальном мире отмечаются ключевые точки прогулки, положение и наклон камеры, а также можно давать по ходу ссылки на видеофрагменты диска. Получается своеобразный "бутерброд". Конструктор VHSB интерполирует указанную траекторию, соединяет позиции в пространстве, добавляет видео и записывает фильм. Мне понравилась идея головоломки в "Виртуальном театре ДДТ" - перепутанные кусочки портрета музыкантов группы. Можно собирать ее, как бы играя "в пятнашки", что требует знания песен и истории ДДТ, причем к каждому пространству диска приписана ключевая песня, строки из которой позволяют перейти к другой части головоломки. Но можно выбрать и другой путь: по мере того как мы осваиваем виртуальные миры, соответствующие части картинки постепенно "собираются" сами, причем становится ясно, какие части диска изучены и насколько. Это в своем роде своеобразные "личные часы" жизни пользователя на диске. Тот, кто собрал головоломку, понял структуру "Виртуального театра ДДТ".

Заключение

Когда я разговаривала с создателями диска, Юрий Шевчук сидел в деревне с только что купленным блокнотным ПК и проживал свое личное пользовательское время в "Виртуальном театре ДДТ". Этот диск, кстати, стал первой компьютерной программой, с которой познакомился лидер одной из лучших российских рок-групп.

В. Кошкин справедливо заметил, что разум - это тень знания, и все мы находимся в его тени. Шевчук же в этой тени не находится, и поэтому его оценка наиболее объективна, к тому же он обладает сильной интуицией. Когда Кошкин показал диск группе, музыканты засмеялись, а это хороший знак. В этом продукте есть элемент чуда, и если оно радует даже тех, кто знает все о группе, значит, диск получился.

Когда вы освоите весь "Виртуальный театр ДДТ", перед вами появится фотография и откроется дверь в прекрасное будущее. А там написано: "Продолжение следует". Будем надеяться, что это правда.

Наталья Петрова
- руководитель сервера www.VisualTech.ru.
Контактный тел.: (095) 129-15-00 e-mail:nataly@paragraph.ru

1034