, по мнению его организаторов, были связаны с вопросами автоматизации управления крупными государственными и коммерческими организациями, бухгалтерии, консалтинга, финансовой деятельности, делопроизводства, а также внедрения процессов сканирования и систем ввода информации.

Специальное заседание собрало представителей фирм "1С", Cognitive Technologies, Lotus Development, Microsoft, DISCo и "ПроМТ", разрабатывающих прикладное ПО. Ведущий "круглого стола" К. Ахметов (из журнала "Компьютер Пресс") предложил обсудить тенденции, связанные с производством и реализацией прикладного ПО.

Б. Нуралиев, освещая положение дел в своей фирме "1C", отметил три основных направления разработки и продажи - для бизнеса, для мультимедиа и все остальные. Он также сообщил, что в текущем году объем продаж возрос по сравнению с предыдущим с 5,5 до 8,5 млн. долл. В отношении продуктов для бухгалтерии, торговли и планирования (ПО для бизнеса), которые выступают на рынке как коробочные (например, желтые коробки с "1C:Бухгалтерия"), наметилась устойчивая тенденция превалирования объемов продаж услуг над продажами самого продукта, причем с учетом того, что цены на ПО не повысились. В связи с резким увеличением выпуска мультимедийных продуктов фирма "1С" начала магазинную торговлю ими, месячный оборот которой достигает 1,5-2,0 млн. долл. Общий ассортимент продаваемых продуктов включает 1500 наименований, при этом его мультимедийная часть обновляется со скоростью примерно четыре продукта в неделю. Следует отметить,что из 35 тыс. коробок с мультимедиа-продуктами, выпущенных этой компанией, 25 тыс. (30 наименований) являются отечественными продуктами, причем цена на них постоянно возрастает.

М. Козлов из фирмы Cognitive Technologies признал, что популярной становится разработка ПО, тесно связанного с проектами корпоративных систем. Он также предположил, что банковское ПО в России - перспективная область для вложения средств.

К. Ахметов предложил высказаться в отношении того, как распределяются усилия фирм между производством и внедрением ПО. Б. Нуралиев сказал, что для "1C" это отношение равно 1:5, а М. Козлов для Cognitive Technologies назвал величину 3:7.

Обсуждая тенденции в собственном бизнесе ПО, М. Донской из фирмы DISCo усмотрел аналогию с книгоизданием: одни пишут программы, а другие их издают. Такой подход наиболее типичен для мультимедиа-продуктов. Интересно, что в настоящее время многие фирмы, производящие программные продукты, зачастую вынуждены решать следующую проблему: кого предпочесть - опытного менеджера, организующего производство (эдакого "Карабаса-Барабаса", по словам М. Донского), или квалифицированного программиста. Во многих случаях рынок заставляет принимать решение в пользу менеджера.

Не без интереса (но и не без критики) были восприняты выступления представителей зарубежных фирм - Microsoft и Lotus. Так, А. Палладин (Microsoft) считает, что в России наиболее динамичным стал сектор разработки банковского ПО. Другим сектором, где успех сопутствует российским производителям, стали АСУ предприятий различного уровня - от корпораций до торговых компаний. Заметна тенденция вымывания "любительских" команд, создающих ПО внутри организаций, которые изменяют профиль занятий на сервис-провайдерский или становятся интеграторами. Например, в Москве происходит укрупнение небольших команд разработчиков, с которыми активно сотрудничает московское представительство компании Microsoft. В качестве перспектив развития ниши прикладного ПО А. Палладин наметил электронную коммерцию и пожелал успехов в выращивании отечественных менеджеров. А. Данилин, как истый корпорант фирмы Lotus, коснулся лишь ОЕМ-партнерства российских программистов в бизнесе ПО.

В завершение "круглого стола" К. Ахметов заметил, что российские участники не выразили своего отношения к влиянию Internet на бизнес. Так, ежемесячно уже продается около 2 тыс. коробок программного продукта "1С:Торговля" с компонентом для работы в Internet, однако, как уточнил Б. Нуралиев, "деньги пока приходят не через Internet, а через средства приема заказов". В компании Cognitive Technologies, например, Internet используется довольно узко - для продвижения ПО на рынке и распространения демонстрационных версий, так как круг пользователей Internet в России пока еще не слишком широк.

М. Донской также скептически отозвался об использовании Internet в бизнесе, связанном с ПО, отметив, что изначально Internet была создана для передачи текстов, а когда ее стали использовать для пересылки компаунд-документов и картинок, тогда потребовался объектно-ориентированный формат. Кроме того, по его мнению, электронная торговля вызывает недоверие хотя бы уже потому, что товар нельзя подержать в руках и отсутствует анонимность покупки, а пока неясно, как это преодолеть.

И тем не менее представитель фирмы "ПроМТ" М. Каничев привел пример успешной торговли такого рода: его компания уже продала около 15 тыс. компакт-дисков своего продукта WebTransite. А. Палладин упомянул об опыте электронной торговли, начатой фирмами "Партия" и "Формоза". А. Данилин также сообщил, что фирма Lotus использует Internet для улучшения работы канала производитель - дилер.

Участники "круглого стола" предложили обсудить возможности выхода российских производителей ПО на мировой рынок. Но, как отметили все присутствующие, западный рынок слишком дорогой для таких новых продуктов. Например, мультимедийная программа, которая заведомо должна быть лучше американской, потребует для проникновения на него около 1 млн. долл. и затрат в первый же год в сумме около 10 млн. долл. А если добавить к этому, что рынок США перенасыщен ("кладбище продуктов", по образному выражению Б. Нуралиева) и у желающих выйти на него нет настоящих "Карабасов-Барабасов", обеспечивающих конкурентоспособный товарный вид, успех таких продуктов по ту сторону океана весьма проблематичен.

Однако, как заметил М. Донской, совсем необязательно "доламывать льдинки за ледоколом Microsoft или писать браузеры", ведь в самой России достаточно вложить всего 150 тыс. долл., чтобы "вытолкнуть" программный продукт на рынок. Так, фирма DISCo добилась успеха, проведя таким путем продукт "Дискокомандир" на рынки Западной и Восточной Европы.

В заключение заседания "круглого стола" К. Ахметов сформулировал вывод: оказывать услуги, связанные с ПО, более выгодно крупным компаниям, а малым целесообразнее продавать коробочные продукты. Существуют два канала продаж коробочных программных продуктов - через ОЕМ-партнеров и через компании, оказывающие сопутствующие услуги. Так как возрос риск программного бизнеса, то необходимо тщательнее продумывать вопросы его организации, особо учитывая, что акцент сместился из области разработки ПО в область его производства.