Один из важнейших сегментов мирового рынка информационной безопасности связан с программно-аппаратными комлексами и многофункциональными устройствами безопасности (Unified Threat Management, UTM). Наряду с такими традиционными многолетними лидерами, как Cisco и Check Point, аналитики выделяют несколько уверенно развивающихся компаний, в том числе американскую Fortinet. В сентябре на должность главы представительства компании Fortinet в России и Казахстане назначен Михаил Родионов, который раньше работал в ряде крупных ИТ-компаний, включая Arbor Networks и Extreme Networks. Он рассказал Computerworld Россия о планах развития бизнеса компании в нашей стране и укреплении ее позиций на рынке информационной безопасности.

- Как вы оцениваете ситуацию в России в области устройств ИТ-безопасности?

Этот рынок, где представлены зарубежные и отечественные вендоры, отражает общую картину в ИТ-отрасли, его спад связан с ценами на нефть и с геополитической обстановкой. Санкции непосредственно повлияли лишь на ограниченный круг наших заказчиков, гораздо ощутимее стали финансовые последствия происходящего, ограничения в доступе к капиталу. Наряду с этим заметен растущий спрос на многофункциональные устройства безопасности; мы поставляем их как малым и средним компаниям, так и крупным организациям, которые в основном устанавливают их в филиалах. В этом отношении ситуация в России соответствует сегодня мировым тенденциям.

Нашими конкурентами по-прежнему остаются ведущие зарубежные производители устройств сетевой информационной безопасности. Сохранился и наш главный козырь — высочайшая производительность оборудования. Я бы отметил также нарастающую активность российских разработчиков, связанную в том числе с курсом на импортозамещение, но мы с ними практически не пересекаемся.

- Тем не менее спад экономики приводит к сокращению ИТ-бюджетов, и это нужно учитывать при формировании стратегии…

Дело в том, что продукты Fortinet отличает низкая суммарная стоимость владения. Здесь очень важную роль играет собственная разработка всех компонентов решений. Это и программные модули, включая антивирусное ПО, и аппаратные системы на базе собственных высокопроизводительных специализированных микросхем. Поскольку компания не прибегает к помощи сторонних разработчиков, она независима в формировании ценовой политики. Кроме того, мы используем пакетированное лицензирование функций унифицированных устройств защиты, что также позволяет снизить расходы. В середине прошлого года компания получила сертификаты ФСТЭК, подтверждающие отсутствие в продуктах Fortinet незадекларированных возможностей, открыв для этого исходные коды. И у нас нет теперь ограничений на работу с госсектром.

- Когда вы начали работать в Fortinet, то заявили о намерении вывести компанию на лидирующие позиции на рынках России и Казахстана. Что для этого делается?

Начнем с того, что с августа у нас в России полноценный офис, он заменил виртуальное представительство, численность его растет, есть открытые вакансии. Создается команда специалистов, что позволяет активизировать все направления работы. Для нас очень важно информировать рынок о своих продуктах и решениях, поэтому все сотрудники представительства постоянно участвуют в конференциях, выставках и семинарах. Это должно повысить узнаваемость торговой марки Fortinet. Не менее важно сформировать эффективно работающий канал на основе понятной рынку партнерской политики. Нужны партнеры, хорошо разбирающиеся в продуктах и технологиях нашей компании, которые, применяя ее решения, способны создавать добавленную стоимость.

В настоящее время мы работаем вместе с дистрибьюторами Merlion и Netwell, делаем ставку на сотрудничество с ведущими интеграторами, налаживаем контакты с заказчиками. К примеру, продукты Fortinet используются в проекте создания ИТ-инфраструктуры одного из спортивных объектов футбольного чемпионата 2018 года, завершен проект в известном коммерческом банке, один из ведущих операторов использует наше решение для выполнения требований Роскомнадзора по ограничению доступа к определенным интернет-ресурсам. Мы намерены также предлагать для комплексов автоматизации производственных процессов межсетевые экраны в защищенном исполнении, которые поддерживают Modbus и другие промышленные протоколы передачи данных.

- В сентябре компания Fortinet представила концепцию Software-Defined Security Framework. Насколько она может быть востребована на российском рынке?

Новая концепция безопасности, обеспечивающая защиту от угроз в программно-конфигурируемых сетях, в том числе в сетях центров обработки данных, рассчитана на интеграцию с SDN-решениями наших партнеров, таких как Extreme Networks, HP, NTT, и ряда других компаний. Будут использоваться собственные и открытые интерфейсы прикладного программирования. По мере разработки интегрированных решений они, естественно, станут доступными для российских пользователей.

Я бы сказал, что уже сегодня мы делаем в области программного конфигурирования больше, чем другие вендоры информационной безопасности. Все наши продукты виртуализованы, платформа FortiGate, к примеру, может поставляться в виде ПО, работающего в различных виртуальных средах. Один из ведущих отечественных операторов рассматривает Fortinet в качестве основного поставщика решений информационной безопасности, поддерживающих его облачные сервисы.

- Год подходит к концу, есть ли предварительные оценки возможных результатов?

Начну с прошлого года, тогда рост был ниже, чем планировали. В этом году рост начался со второго квартала, а в начале осени активность заказчиков стала еще более заметной. Учитывая все это и предвидя традиционный всплеск спроса в четвертом квартале, в этом году можно рассчитывать на положительные результаты. Мы ожидаем также, что постепенно изменится структура продаж, поскольку во многих организациях уже имеются базовые средства безопасности, экраны и UTM-устройства, и там теперь усиливают защиту от спама, приобретают «песочницы», а также совершенствуют безопасность беспроводной инфраструктуры.