Facebook
Произошедшее — далеко не первый пример из сомнительной практики Facebook в отношении вопросов конфиденциальности

Авторы сообщений утверждают, что в Facebook позволили исследователям управлять позитивной и негативной информацией, которую пользователи видят в социальных сетях, чтобы проверить возникающие у них при этом эмоции. Результаты исследования, проводившегося с 11 по 18 января 2012 года, были опубликованы Национальной академией наук США.

В последние недели в средствах массовой информации, блогах, комментариях в социальных сетях и публикациях отраслевых аналитиков постоянно звучали опасения, вызванные подобными манипуляциями Facebook.

«Думаю, все это подрывает доверие к Facebook со стороны тех пользователей, которые рассчитывали, что соцсеть обеспечит их защиту, – отметил Патрик Мурхед, аналитик компании Moor Insights & Strategy. – Потеря доверия обусловлена двумя причинами. Речь идет, во-первых, о манипуляции в порядке эксперимента эмоциональным состоянием пользователей при помощи Ленты новостей. А во-вторых, о публикации результатов исследования на внешних источниках. Пользователи Facebook не желают ощущать себя подопытными крысами».

В рамках эксперимента Facebook пыталась повлиять на то, какие именно сообщения и фотографии будут просматривать 700 тыс. ее англоязычных пользователей в Ленте новостей. Социальная сеть предоставляла исследователям возможность обеспечивать в различных ситуациях преобладание позитивных или негативных комментариев и оценивать, какое влияние оказывают эти комментарии на эмоциональное состояние пользователей.

Пользователям не показывали обычные комментарии их друзей, а ограничивали ленту информацией, над которой выполнены соответствующие манипуляции.

Исследование выявило, что те пользователи, кому демонстрировали больше положительных комментариев, оставляли в основном комментарии позитивного характера, а те, кто просматривали негативные комментарии, реагировали негативно.

Официальной реакции Facebook на произошедшее так и не последовло, хотя аналитик Facebook Адам Крамер извинился перед возмущенными пользователями.

«Будучи одним из организаторов и непосредственных участников этого эксперимента, хотел бы заверить, что мы не желали никого огорчать, – пишет Крамер. – Я понимаю, почему некоторые обеспокоены происходящим, и вместе со своими коллегами готов принести извинения за то, как это исследование было преподнесено, и за волнение, которое было им вызвано. Оглядываясь назад, я понимаю, что позитивные результаты исследования не оправдывают тех страхов, которые оно породило».

Крамер указал, что исследование затронуло всего лишь 0,04%, или одного из 2500 пользователей Facebook. В настоящее время у социальной сети свыше миллиарда пользователей.

Однако далеко не все отнеслись к словам Крамера с пониманием.

«Лично я оценила его признания, но эмоциональные манипуляции продолжают оставаться таковыми вне зависимости от того, сколько человек они затронули», – указала в своих комментариях Кейт ле Франк.

«В моем понимании Facebook добровольно отказалась от известного призыва Google: 'Не будь злом', – добавил Эндрю Барон. – Компания перешла черту, и возврата назад уже нет».

По мнению Хэдли Рейнольдса, аналитика NextEra Research, поступок Facebook, несомненно, достоин осуждения, однако не стал неожиданностью.

«Представители интернет-бизнеса проводят эксперименты над пользователями с самого зарождения электронной коммерции, – отметил Рейнольдс. – Поэтому нет ничего удивительного в том, что Facebook проверяет действие различных алгоритмов размещения контента на отдельных группах своих пользователей. Facebook просто использует возможность манипулировать эмоциями клиентов в своих собственных целях. Этот инцидент не разрушает имидж Facebook, но добавляет еще один камень в растущую стену недоверия, которая в конечном итоге приведет к изменению восприятия ценностей со стороны пользователей и в долгосрочной перспективе грозит упадком всему бизнесу».

Независимый аналитик Джефф Каган назвал проведенный эксперимент злоупотреблением доверием пользователей.

«Узнав, что Facebook делает со своими пользователями, своими клиентами, я был потрясен, – подчеркнул Каган. – Facebook во всем этом видит лишь интересный эксперимент, но мы понимаем, что компания в очередной раз переступает черту, которую не следует переходить. Обычно поставщики стремятся защищать конфиденциальность своих клиентов и обезопасить их от нападок со стороны других компаний. Однако в Facebook решили, что злоупотребления по отношению к собственным клиентам вполне допустимы. И оправдания такому поведению быть не может».

Это далеко не первый случай из сомнительной практики Facebook в отношении вопросов конфиденциальности, однако пользователи не покидают сайт социальной сети. А следовательно, у Facebook нет особого повода для беспокойства и смены курса.

«В былые времена клиенты просто распрощались бы с социальной сетью, наказав ее таким образом, – отметил Каган. – Но сегодня речи об этом не идет, и Facebook продолжает проводить ту же политику, утратив какой-либо самоконтроль. Как компания, заявляющая, что ценит своих клиентов, может так явно злоупотреблять своим положением?»

Между тем исследование показало, что пользователи признают право Facebook манипулировать их лентой новостей, коль скоро они согласились с правилами и условиями присоединения к социальной сети.

Аналитик компании Enderle Group Роб Эндерле заявил, что лично его такое объяснение не удовлетворяет. И он огорчен решением компании проигнорировать возмущение пользователей ради продолжения экспериментов.

«Во главу угла сегодня ставятся цели исследования, а недовольство пользователей не наносит социальной сети особого вреда, – подчеркнул он. – Но можно ждать подачи коллективных исков».

По мнению Кагана, социальный эксперимент Facebook может обернуться инициированием правительствами различных стран соответствующего расследования.

«Не думаю, что мы дождемся какого-то самоконтроля со стороны Facebook, пока компания не почувствует давление, – подчеркнул он. – Между тем правительства стран, в которых работает социальная сеть, вполне могут предпринять со своей стороны ответные действия. И если такое произойдет, компания получит урок, который обойдется ей очень дорого».