По его словам, несмотря на внедрение многочисленных систем бизнес-планирования и отчетности, в реальности миллионы людей продолжают делать свою ежедневную работу в электронных таблицах: корпоративные системы по-прежнему слишком сложны для них.

Компания Anaplan, поставщик одноименной системы финансового и операционного планирования и бизнес-анализа, в конце апреля объявила об открытии представительства в Москве. Главой восточноевропейского подразделения назначен Юрий Ротманов, а руководителем направления России и стран СНГ стал Евгений Велесевич.

Как отметил Велесевич, несмотря на то, что рынок аналитических систем трудно назвать новым, ему явно не хватает инноваций. «Рынок систем бизнес-анализа и планирования заждался перемен», — считает он. Да, вендоры выложили существующие решения в облако, однако это не избавляет от основных проблем, связанных со сложностью систем.

Система Anaplan появилась на рынке около двух лет назад, ее создателями стали несколько разработчиков BI-решений Cognos. По заверениям руководства компании, система обладает полным набором характерных для нынешнего ИТ-рынка «инновационных» составляющих – модель SaaS, использование технологий обработки в памяти (in-memory), дающее быстродействие на уровне столь привычных электронных таблиц, и интуитивно понятный интерфейс, ориентированный на бизнес-пользователей. У системы три основных компонента: первый ориентирован на продажи и все, с ними связанное, второй охватывает финансовый блок, а третий – операционную деятельность. Сейчас на базе этих компонентов разработано более 100 приложений для различных областей.

Компания владеет двумя ЦОД: в Амстердаме для европейских пользователей и в США – для американских. Кроме того, есть планы по строительству мощностей в других регионах, впрочем, их подробности не озвучиваются. За два года компании удалось добиться очень неплохих результатов. Подавляющее большинство заказчиков, разумеется, являются западными компаниями, однако и в России было реализовано около 50 проектов. Среди отечественных пользователей решения можно выделить «МТС Банк», Conde Nast, «СТС Медиа» и «Медси». Что показательно, они реализовали совершенно разные сценарии использования системы.

«Часто мы не конкурируем 'в лоб', а дополняем существующие корпоративные системы», — сказал Ротманов. Схема проникновения типична для относительно новых продуктов, не успевших завоевать широкое признание: все начинается с пилота, ориентированного на узкие задачи, а затем система распространяется, заменяя собой в первую очередь Excel, а также многие другие аналитические решения. Очень часто заказчиками становятся достаточно крупные компании, динамично меняющиеся и при этом не готовые или не считающие целесообразным инвестировать в развитие унаследованных систем. Проект в Kimberly Clark с этой точки зрения показателен: он был начат в российском офисе компании и посвящен планированию прибылей и убытков. Теперь развертывание системы идет в мировом масштабе, а ее функционал существенно расширился.

Как отметила Ирина Аношкина, заместитель финансового директора Kimberly Clark Eastern Europe, с 2009 года в компании функционировало решение Cognos. Однако за несколько лет экспертные знания о нем были в значительной степени утрачены, а поддержка силами консультантов происходила дорого и медленно. Главной целью реализованного проекта стало возвращение знаний о системе в руки бизнес-аналитиков компании. Участие ИТ-департамента в проекте было минимальным и обусловлено в первую очередь процедурами тестирования безопасности.

«Я уже давно занимаюсь вопросами отчетности, видел возможности многих решений и работал с ними», — отметил Николай Богачев, финансовый директор сети Azimut Hotel Group. По его признанию, ему не удалось убедить руководство компании в целесообразности внедрения решения SAP BPC: у SAP имидж дорогой и тяжеловесной системы. Anaplan подразумевает начальные инвестиции совершенно другого порядка, гораздо более короткие сроки проекта и возможность сопровождения системы собственными силами.

В Anaplan осознают, что на российском рынке придется конкурировать не столько с мировыми гигантами, сколько с решениями на платформе «1С». Тем не менее, они вполне оптимистичны, утверждая, что их решение лучше с точки зрения стоимости владения, чем гиганты, и гораздо удобнее, чем «1С».