Елена Жуплатова, APT Distribution
Елена Жуплатова полагает, что без выхода на рынок MDS процветать в принтерном бизнесе не получится

Провела ее российская компания с теми же партнерами, что и в прошлый раз, — японской корпорацией Kyocera Document Solutions, в которой придумали и продвигают концепцию MDS (Managed Document Services — услуги по управлению документооборотом), как более глубокую по сравнению с «обычной» MPS (Managed Print Services — услуги по управлению печатью), и чешской компанией Janus, разработчиком соответствующего программного обеспечения MyQ.

Дополнение Document Solutions появилось в названии японской корпорации 1 апреля этого года в знак изменения ее стратегических приоритетов — с производства техники, все менее и менее прибыльного, на организацию документооборота. Ибо, по мнению Тарика Алхаурани, директора по развитию бизнеса Kyocera в России, 95% компаний не знают о наличии у них проблем с документооборотом, а такие проблемы есть. Самых рапространенных проблем четыре. Это прямые и косвенные расходы на печать; безопасность (как при печати документов разной степени секретности, так и при их хранении в электронных архивах); производительность (в частности — равномерная загрузка печатных устройств); угроза окружающей среде (эта проблема у нас пока считается, что греха таить, третьестепенной). В целом из-за бесхозяйственности в обычной компании один принтер приходится на 2,9 сотрудника, каждый из которых печатает за год по 11 тыс. страниц стоимостью 5,8 руб. — итого около 19 тыс. руб. на штатную единицу (учтены только прямые расходы на устройства, расходные материалы и обслуживание техники). Оптимизация документооборота, по расчетам аналитиков NewField IT, позволит сократить количество печатающих устройств почти на 70%, а прямые расходы — на треть.

Возможности для роста в России и странах СНГ в области MPS/MDS достаточно велики. Сейчас, по данным, которые привел Юрий Белов, руководитель направления систем печати и документооборота IDC Russia, доля услуг в местном ИТ-бизнесе в целом такая же, как в странах Африки, та же ситуация на рынке печати. И если в нашей стране доля «печатных» сервисов дойдет до среднеевропейской, то соответствующий сегмент рынка составит около 360 млн долл.

Сам рынок копировально-печатного оборудования переживает не лучшие времена — растет он медленно, в основном за счет корпоративного и государственного секторов, ценовые войны «убили» доходность бизнеса на самих устройствах. Несмотря на рост общего числа устройств, продажи расходных материалов практически постоянны с 2009 года. Один из путей выживания вендоров, особенно не входящих в пятерку лидеров, — уход в какие-либо ниши, продажа услуг.

Пока на российском рынке MDS, по данным IDC, доминируют вендоры и авторизованные партнеры. В 2011 году им принадлежало почти 60% рынка — 29,7 млн из 49,58 млн долл. Некоторую угрозу им представляют неавторизованные вендорами компании (9,9 млн долл.), с которыми, как полагают аналитики, вендорам рано или поздно придется договариваться о сотрудничестве. Международные сервисные операторы пока не торопятся на рынок, на них приходится лишь 1,34 млн. Однако их приход, по прогнозам IDC, может «кардинально перекроить рынок».

А в целом прогресс налицо: если в 2011 году лишь 5 производителей объявили о наличии интереса к MDS, то в 2012-м — уже 13. Схожие цифры и по обращениям заказчиков в офис IDC за консультациями — 4 и 12. И тем вендорам, которые опоздают на рынок MPS (а он к 2015 году составит до 10% продаж оборудования), придется или демпинговать, или уходить с рынка.

За год, прошедший с прошлого мероприятия, в APT Distribution был создан специализированный отдел, работает в нем семь сотрудников, количество авторизованных партнеров выросло с пяти до трех десятков, ими, в сотрудничестве с APT, было осуществлено 30 проектов. Однако на круглом столе под выразительным названием «MDS: чему подобно промедление», с участием заказчиков и партнеров, выяснилось, что из 20 опрошенных владельцев компаний — дилеров Kyocera у 13 тема MDS в разговорах с заказчиками всплыла лишь в 2011 году, у троих вообще пока не возникала, а в 12 компаниях у самих не внедрено ни одного MDS-продукта.

Опрос 50 пользователей печатной техники показал, что главное для них — «организовать безопасность печати» и «сократить затраты» (по 32% ответов), еще 28% во главу угла ставят «улучшение контроля над печатью» (пункты выглядят взаимно пересекающимися, однако трудности с дефинициями — неизменный спутник роста любого рынка). Уже внедрили ту или иную MDS-систему 2 опрошенные компании, 20 планируют сделать это в будущем году, 8 — в 2014-м, 7 — в нынешнем. И еще 13 пока о сроках внедрения систем управления документооборотом (или, по краней мере, печатью) пока не задумывались. Хотя ко всем ним уже обращались с предложениями те или иные вендоры (чаще всего HP, Xerox, Canon, Kyocera) или разработчики ПО.