Как выяснилось в ходе недавнего опроса, состоятельные люди чаще пользуются личными электронными медицинскими картами, в то время как бедным они могли бы сослужить куда большую службу.
В отличие от обычных электронных карт, которые предназначены для врачей, личные применяются пациентами для доступа через Интернет к информации о своем здоровье, например к результатам анализов и историям болезни. Сервисом личных карт также можно пользоваться для общения с врачами по электронной почте.
Сайты с личными картами есть у больниц, клиник, организаций, занимающихся медицинским страхованием, и у частных компаний, таких как Google и Microsoft. Подобные сервисы предлагаются потребителю в качестве единого пункта доступа к информации о его здоровье.
Как выяснилось в ходе опроса, проведенного сотрудниками компании Lake Research Partners при финансовой поддержке частного фонда California HealthCare Foundation, за последние два года число тех, кто пользуется личными медкартами, удвоилось, но в целом осталось небольшим — около 7% респондентов.
Всего в анкетировании приняло участие почти 1850 человек. Результаты показали, что 67% американцев боятся за конфиденциальность сведений о своем здоровье, но эта обеспокоенность компенсируется удобством пользования личными медкартами и их преимуществами. Кроме того, выяснилось, что потребители, имеющие онлайн-доступ к информации о своем здоровье, больше заботятся о своем здоровье. Как и следовало ожидать, за получением личных сведений пациенты предпочитают обращаться к сайтам учреждений, услугами которых они пользуются.
«По большей части медицинский уход лежит на плечах самих пациентов, особенно это касается хронических больных, — отметил Джошуа Сейдман, сотрудник Управления национального координатора по ИТ для здравоохранения. — Проведенное исследование поможет нам лучше понять, с какими целями люди пользуются личными медкартами и другими технологиями для пациентов и какие у них могут возникать сложности».
Управление национального координатора отвечает за распределение 46 млрд долл., зарезервированных согласно принятому в нынешнем году правительством США Акту о медицинских ИТ для экономического и клинического здоровья. Чтобы получить деньги за внедрение технологий электронного здоровья, клиники и другие поставщики медицинских услуг должны доказать, что пользуются системами электронных медицинских карт целесообразно. Сейдман указывает, что, когда определение упомянутого «целесообразного использования» обсуждалось чиновниками, Комитет по политике в области медицинских ИТ порекомендовал включить в него обязательное наличие доступа для пациентов и их семей к онлайн-медкартам.
«Это для нас действительно высокоприоритетная задача, — подчеркнул Сейдман. — В Управлении национального координатора планируют проводить собственные анкетирования пользователей личных медкарт на протяжении ближайших двух лет. — Одной из неожиданностей недавнего опроса оказалась неудовлетворенность работой системы здравоохранения».
Около 64% респондентов заявили, что хотели бы иметь больше информации о медицинском уходе за их близкими; 60% выразили желание, чтобы врачи уделяли больше времени устному общению с ними; 55% пожаловались, что им приходится искать информацию о своем здоровье самостоятельно, поскольку сведений, сообщаемых врачами, им не хватает. Более того, 51% полагают, что доктора недостаточно знают о них самих и об их здоровье.
В опросе содержались данные и о самих пользователях личных медкарт. Около 13% из них имеют семейный доход 75 тыс. долл. в год или больше, 12% являются выпускниками вузов и активно пользуются Интернетом, 11% — мужчины в возрасте от 29 до 45 лет, у 9% есть хронические заболевания, 8% живут в крупных городах.
«Первыми к личным медкартам обратились те, кто обычно раньше других воспринимает новые технологии, но со временем аудитория пользователей, скорее всего, расширится», — полагает Майкл Перри, партнер Lake Research Partners.
Хотя типичные пользователи личных медкарт — это довольно молодые и образованные люди, имеющие более высокий доход, Перри убежден, что лица с более низким уровнем образования и доходов, а также страдающие хроническими заболеваниями способны получить от нового сервиса наибольшие преимущества.
Конкретизируя, Перри указал, что 58% пользователей медкарт с годовым доходом менее 50 тыс. долл. сообщили, что им удалось наладить более тесный контакт со своими врачами, тогда как среди лиц с доходом выше этой отметки аналогичный показатель составляет только 31%. Около 55% пользователей, не оканчивавших вузы, благодаря персональным медкартам стали задавать больше вопросов своим врачам. Для сравнения - среди пользователей с высшим образованием тот же показатель составляет лишь 26%.
Благодаря личным медкартам 40% страдающих хроническими заболеваниями начали принимать меры по улучшению своего здоровья, а среди остальных пациентов аналогичный показатель достиг лишь 24%.
»Итак, хотя вероятность использования персональных медкарт лицами с меньшим доходом ниже, сервис способен принести им больше пользы, — подвел итог Перри. — Это любопытный предварительный ввод, а также информация для размышления, но так или иначе она указывает на то, что, если персональные медкарты сделать более доступными для определенных слоев населения, это явно пошло бы на пользу«.
Джейн Сарасон-Кан, специалист по экономике здравоохранения и глава компании по маркетинговым исследованиям рынка медицины THINK-Health, сообщает, что ежегодно на нужды здравоохранения расходуется 2,3 трлн долл. и три четверти этой суммы тратится на уход за хроническими больными — диабетиками, сердечниками и др. Как отмечает Кан, около 33% таких пользователей личных медкарт сообщили, что благодаря почерпнутой из них информации начали самостоятельно следить за своим состоянием. »Анкетирование помогло сделать очень важный вывод: получив доступ к личной медицинской карте, люди начинают уделять своему здоровью больше внимания», — подчеркивает Кан.
Лидером по применению личных медкарт является штат Калифорния — здесь ими пользуется 15% населения. В Северо-Западном регионе США этот показатель составляет 6%, на Юге и Среднем Западе — 5%, на Западе в целом — 11%.
Примерно 64% респондентов указали, что самое полезное в персональных медкартах — возможность уточнить знания о своем здоровье; 57% пользуются сервисом, чтобы узнавать результаты анализов; 50% нравится возможность общаться со своими поставщиками медицинских услуг по электронной почте.
Высоко оценены были также возможность просматривать через Интернет выписанные рецепты, онлайн-записи к врачам, получения напоминаний об анализах, изучения врачебных указаний, передачи информации членам семьи и просмотра медкарт своих детей.
Кейт Кристенсен, директор по медицине подразделения интернет-сервисов Kaiser Permanente, указывает, что выводы, сделанные в ходе опроса, подтверждаются результатами собственных исследований Kaiser относительно личных медицинских карт.
По мнению Кристенсен, один из важнейших факторов, способствующих более широкому использованию личных медкарт, — их большая доступность для людей всех возрастов.
«Нужно, чтобы сервис был практичным, — убеждена Кристенсен. — Не обязательно наличие самого современного интерфейса в стиле Web 2.0, главное, чтобы люди могли решать насущные задачи, связанные со здоровьем, — записываться на прием, приобретать лекарства, просматривать историю болезни, общаться с врачом по электронной почте и жить полноценной жизнью».