Илья Фортунов: На сегодняшний день фактически авторизованы 25 компаний, в том числе 18 региональных. Однако Роман Сабиров, руководитель отдела "Здравоохранение" департамента по работе с государственными и общественными организациями российского офиса Microsoft, рассчитывает на увеличение их числа по итогам форума.

В 2010 году к списку требований, которые Microsoft предъявляет к своим партнерам из области здравоохранения, добавлена необходимость сдачи теста на знание Connected Health Framework. Это методология построения информационных систем в здравоохранении, в которой предпринята попытка обобщить как позитивный, так и негативный опыт разных стран в данной области без привязки к определенным технологиям. CHF имеет отдельное приложение, содержащее руководство для построения систем на основе решений Microsoft.

Участникам форума представили вторую версию CHF, переведенную на русский язык и адаптированную для российского рынка.

Методология CHF состоит из двух частей. Первая часть называется Business Framework, она содержит описание медико-технологических процессов и сценариев их использования и закладывает основы для интеграции на уровне прикладных систем. Вторая часть носит название Technical Framework, она включает стандарты построения инфраструктуры и базовых сервисов для обеспечения совместимости и взаимодействия на уровне ИТ-инфраструктуры.

CHF рекомендует использовать общий подход к архитектуре информационных систем на всех уровнях (лечебное учреждение, регион и страна), базироваться на общепринятых стандартах и протоколах, не зависящих от технологической платформы, а также эффективно задействовать унаследованные системы.

Не стоит повторять чужих ошибок, считает Илья Фортунов, главный архитектор информационных систем в здравоохранении Microsoft. Их немало, но некоторые особенно дорого обходятся, в том числе и национальным бюджетам. Одной из самых главных ошибок Фортунов считает то, что все заинтересованные стороны не привлекаются на раннем этапе обсуждения проектов, поскольку на более поздних стадиях это ведет к провалу или серьезным затруднениям. При этом к заинтересованным сторонам относятся не только медики, страховые компании, государственные и прочие организации, финансирующие медицинские учреждения, но и пациенты.

Еще один урок, который следует извлечь из международного опыта: при написании концепции информатизации здравоохранения важно иметь четкую цель. Например, в США такой целью стало решение самой острой из текущих проблем - обеспечить доступ к медицинским услугам тем 30% населения, которое сейчас остается за бортом системы здравоохранения. В Европе информатизация призвана в первую очередь снизить медицинские расходы, отсюда – внимание к применению ИТ в профилактике заболеваний и превентивных мероприятиях для хронических больных.

Немаловажный момент - социальный консесус, ведь здравоохранение - особая сфера.

"Когда правительство что-то делает в здравоохранении, люди проецируют это на себя, и, если видят отдачу, то будут это поддерживать", - отметила Татьяна Знаменская, директор по развитию бизнеса Microsoft в здравоохранении и социальных службах в Центральной и Восточной Европе. "Нужно ориентироваться на тех, кто будет потреблять эти технологии", - подчеркнула она.

Кроме того, в целях экономии инвестиций стоит обратить внимание на системы, работающие в других отраслях, где решались подобные задачи. Например, идентификации пользователей можно поучиться у банков, при этом не только используя готовые компоненты, но и учитывая чужие промахи. Таким образом снижаются и расходы и риски, что особенно важно для здравоохранения, где цена ошибки может быть чрезвычайно высока.