Вот как трактует термин NaaS Международный союз электросвязи в своем техническом отчете Focus Group on Cloud Computing 2012: «Network as a service — это категория облачных сервисов, основанных на использовании сервисов транспортных соединений и/или межоблачных сетевых сервисов». Довольно туманно.

В том же отчете содержится определение еще одного схожего понятия — Communications as a service (CaaS): «Категория облачных сервисов, которые обеспечивают пользователям облачные коммуникации и совместную работу в режиме реального времени, включая передачу голоса поверх IP, мгновенные сообщения и видеоконференции». Тут конкретики больше. И хотя по версии МСЭ NaaS и CaaS — понятия различные, они довольно близки и в совокупности описывают общую концепцию, которая подразумевает вынос сетевой инфраструктуры предприятия в облако, прежде всего в публичное или гибридное облако.

Преимуществ от такого переноса масса. Во-первых, корпоративные ресурсы всех задействованных в коммуникационных процессах систем — приложений, виртуальных машин, систем хранения и каналов связи — используются в облачной среде в соответствии с текущими потребностями предприятия. И второе: все сервисы предоставляются с гарантированным качеством, уровень которого также может быть установлен исходя из возможностей и нужд организации.

Если верить прогнозам аналитиков, вскоре для построения территориально распределенной сети предприятиям понадобится лишь адрес электронной почты и соединение с Интернетом. Условно говоря, собственные сети компаниям строить не потребуется, а все необходимые сервисы — доступ к файловым архивам и базам данных, голосовую связь и видеоконференции, различные формы совместной работы — обеспечит предприятию телекоммуникационный оператор или сервис-провайдер. Попытки частично или в полном объеме реализовать подобную бизнес-модель предпринимаются уже несколько лет. Здесь можно упомянуть и амбициозные стартапы, такие как индийская компания Aryaka или американская Pertino, а также завоевавшие популярность предложения лидеров индустрии, такие как Cisco WebEx (количество зарегистрированных пользователей почти 7 млн) или Orange Easy Office (200 тыс. заказчиков).

Дальнейшие перспективы технологического направления «сеть как сервис» увязываются с развитием программно-конфигурируемых сетей (для которых, вероятно, потребуются специальные сетевые операционные системы) и средств виртуализации телекоммуникационных ресурсов, а также с новым поколением стандартов транспортной инфраструктуры, таких как Carrier Ethernet 2.0, или же с применением малых сот. И конечно же, вынос сетевой инфраструктуры в облако будет зависеть от развития архитектуры дата-центров, где основным вектором становится унификация многочисленных компонентов и узлов.

В очередном выпуске журнала «Сети» мы рассмотрим ключевые аспекты формирования и использования сервисов NaaS и CaaS, оценим уже накопленный в этой области отраслевой опыт, постараемся разобраться, какие угрозы для компаний исходят из коммуникационного облака; наконец, познакомимся с новейшими технологиями для организации коммуникационных облачных сервисов на инфраструктуре компаний связи и сервис-провайдеров.