Сергей Железняк:
Сергей Железняк: «Что касается электронного парламента, то де-факто он уже существует»

     'Электронный парламент': вопросы правового обеспечения" — под таким заголовком прошел 14 апреля круглый стол Комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.

     С самого начала стало ясно, что понятие "электронного парламентаризма" участники круглого стола, представлявшие главным образом Госдуму и региональные органы власти, трактуют весьма широко. В него включили все вопросы, связанные с автоматизацией деятельности законодательных органов, с одной стороны, и с привлечением граждан к участию в законотворчестве при помощи ИТ — с другой. Поэтому доклады о технологических достижениях охватывали различные аспекты, начиная с построения информационных порталов и заканчивая особенностями устройств, которыми пользуются депутаты.

     В правовой сфере самым волнующим оказался вопрос об электронном документообороте. Несколько докладчиков отметили парадокс: 6 апреля этого года был принят уже второй по счету закон об электронной подписи (№ 63-ФЗ), а закона об электронном документе до сих пор нет. Проекты такого закона уже трижды вносились на рассмотрение Госдумы. В последний раз с этой инициативой еще в апреле 2005 года выступил бывший председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Валерий Комиссаров. Сейчас самое время доработать законопроект и принять его, полагает руководитель Организационного управления Московской областной Думы Наталья Туманова. По ее словам, он неразрывно связан не только с новым законом "Об электронной подписи", но и с готовящимся проектом закона "О нотариате в Российской Федерации".

     В стране действуют две системы документооборота, но переход из одной системы в другую законодательно не определен, отметил в своем выступлении старший научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук Станислав Семилетов. "Мы не знаем сегодня, что такое бумажная копия электронного документа, и что такое электронная копия бумажного документа", — сообщил он. Не определены требования к форматам документов, их реквизитам, формам представления. Вдобавок оба закона об электронной подписи, по мнению Семилетова, необоснованно много значения придают вопросам защиты данных.

     Внедрение электронного документооборота требует существенной корректировки целого ряда законов, считает начальник управления по организационному обеспечению деятельности аппарата Государственной думы Сергей Кротков. По его мнению изменения должны быть внесены в следующие законы: "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 года, № 149-ФЗ; "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 года, № 2-ФКЗ; "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года, № 184-ФЗ; "Об архивном деле в Российской Федерации" от 22 октября 2004 года, № 125-ФЗ.

     Кроме юридических вопросов, участники круглого стола обсудили и технологические аспекты. Нынешний председатель комитета Сергей Железняк отметил, что на пути к электронному парламентаризму предстоит решить три задачи: стандартизация и разработка типовых продуктов, которые можно было бы беспрепятственно разворачивать на различных платформах, обеспечение защиты информации и ликвидация зависимости от поставщиков.

     Кротков упрекнул некоторые регионы, в особенности Приволжский федеральный округ, в том, что, не дождавшись сигналов сверху, они самостоятельно взялись за информатизацию местных органов исполнительной и законодательной власти. Предостерегая от опасности возможной несовместимости программных и аппаратных средств, он заявил: "Мы полагаем, что необходимо двигаться в этих вопросах скоординированно на основании общего плана. А алгоритмом развития должно стать полномасштабное развитие системы ГАС "Законотворчество».

     Что касается взаимодействия с населением, то Железняк пообещал в скором времени обеспечить на сайте Госдумы возможность обсуждения законопроектов. По его словам, в январе сайт был обновлен и теперь поддерживает работу с большими массивами данных. К декабрю он должен быть адаптирован для людей с ограниченными возможностями и переведен на различные языки. На сайте появится поисковая система. Также он будет настроен для доступа с планшетных компьютеров и других мобильных устройств.