В конце 2009 года практически все сотовые операторы отметили взрывной рост случаев телефонного мошенничества, что заставило их всерьез озаботиться защитой своих абонентов. Например, компанией «ВымпелКом» в 2009 году было зарегистрировано 450 тыс. клиентских жалоб на действия мошенников, а уже в первом квартале 2010 года количество жалоб превысило 124 тыс. Положение усугублялось тем, что мошенники оставались практически безнаказанными, а случаи возбуждения уголовных дел правоохранительными органами были единичны и касались в основном крупных хищений с большим количеством пострадавших. В большинстве же случаев мошенничества в сотовых сетях причиненный абонентам ущерб составлял не более 500 руб., поэтому многие предпочитали «махнуть рукой» на неожиданную потерю и смириться с тем, что  деньги утрачены безвозвратно.

     В течение 2010 года все операторы «большой тройки» реализовали целый комплекс мер по борьбе с телефонными мошенниками. Не имея возможности полностью взять на себя функции правоохранительных органов, сотовые компании широко развернули информирование своих абонентов о наиболее распространенных схемах отъема денег, разработали схемы противодействия мошенникам, а в некоторых случаях и  компенсировали украденные средства. В итоге число жалоб заметно снизилось; к примеру, во втором полугодии 2010 года, по словам руководителя проектов корпоративной социальной ответственности "ВымпелКома" Евгении Чистовой, было зарегистрировано 79 тыс. обращений по поводу мошеннической деятельности, а в МТС, как сообщил директор департамента интерактивных услуг МТС Ярослав Свинцов, в результате реализованной в 2010 году программы по борьбе с мошенничеством и информированию абонентов количество жалоб на мошенничество за год сократилось на 50%. «МегаФон" свою очередь, констатировал к декабрю 2010 года снижение количества жалоб примерно на треть.

     Тем не менее проблема телефонного мошенничества остается весьма острой. Постоянно появляются новые схемы отъема денег, разрабатываются новые способы перевода средств со счета абонента, причем это происходит все более скрытно и практически без его участия.

Все начинается с SMS

     Наиболее известным способом мошенничества является SMS-просьба. На телефон абонента приходит сообщение с фальшивой просьбой о помощи якобы от друга или родственника, в сообщении предлагается перечислить деньги на указанный номер. Встречается также усовершенствованная схема, когда абоненту звонит незнакомый человек, представляется случайным свидетелем происшествия с другом или родственником,  якобы потерявшим или повредившим свой телефон, и предлагает перечислить деньги на свой мобильный счет, чтобы пострадавший мог звонить с его аппарата.

     Сервис коротких текстовых сообщений используется  мошенниками, чтобы получить доступ к банковской карте абонента. Сначала на телефон приходит сообщение типа «Ваша банковская карта заблокирована», содержащая номер телефона, по которому требуется перезвонить. Позвонив на указанный номер, абонент слышит предложение назвать номер карты и другие банковские реквизиты. Эта информация открывает реальный доступ к банковской карте абонента. Также мошенники используют сообщения следующего содержания: «(bank) Заявка с карты 5.500р. Принята. Инфо 8(ххх) ххх-хх-хх». При звонке абонента на указанный номер его соединяют якобы со службой финансового контроля, сотрудник которой предлагает абоненту отправиться к банкомату и выполнить ряд действий под диктовку «банковского работника», чтобы исправить совершенную ошибку. Суть этих действий заключается опять же в переводе средств на счет мошенника.

     C начала 2011 года, по словам Чистовой, в сотовых сетях были зафиксированы новые виды мошенничества,  связанные с рассылкой SMS. Абонент получает соообщение с прямой ссылкой, при нажатии на которую на телефон скачивается  и автоматически запускается Java-приложение с вредоносной программой,  отсылающей SMS с переводом средств на номера мошенников. Таким образом, подчеркнул руководитель департамента по борьбе с мошенничеством компании «МегаФон» Сергей Хренов, можно говорить о модификации мошеннических схем: если прежде абонент сам отправлял SMS, то теперь это стало делать вредоносное программное обеспечение без ведома абонента.

     Наиболее распространенной в последнее время схемой обмана, как рассказала Чистова, является фальшивый звонок от технической службы сотового оператора. Звонящий сообщает, что необходимо перенастроить телефон на новые параметры, набрав комбинацию цифр и знаков. После набора комбинации со счета абонента списываются деньги. Распознать мошенников в этом случае, как утверждает Чистова, достаточно просто: они очень настойчивы и требуют незамедлительно выполнять указываемые ими  действия. Кроме того, абоненту любого оператора связи следует знать, что настройки сети всегда совершаются таким образом, чтобы быть незаметными пользователям, и не требуют от последних никаких действий.

     В конце 2009 года, по словам Хренова, начала набирать обороты мошенническая схема, связанная с блокировкой компьютеров вирусами Trojan.Winlock. При этом пользователь видит сообщение с требованием оплаты за разблокировку. Если раньше, уточняет Чистова, вирус-блокиратор просил отправить SMS стоимостью от 300 до 600 руб. на короткий номер, обещая нормализацию работы системы, то сейчас для избавления от такого же вируса мошенники просят пополнить мобильный счет абонента в ближайшем пункте приема платежей. После этого, по обещаниям мошенников, на телефон придет SMS c кодом разблокировки, либо на чеке об оплате будет указан код, который нужно ввести в систему для устранения вируса. Попытки ввести код с чека или получить разблокировку, естественно, безрезультатны.  

      Также пользователи могут стать жертвой мошенников, использующих для изъятия средств скрытую подписку на платные сервисы. Вначале пользователю предлагается оплатить пробную подписку на какую-либо услугу, например, пользование программным обеспечением. При этом условие, что тестовая подписка продляется в автоматическом режиме, оговаривается в неявном виде, и с телефонного счета средства начинают списываться ежедневно.

     К концу 2010 года, по словам Хренова,  набрало популярность мошенничество в социальных сетях, когда SMS предлагается отправить для получения «подарка», «голосов», подтверждения «что вы не бот» и т.д.

Кто знает, тот защищен

     Чтобы защитить абонентов  от мошенников, сотовые операторы действуют по нескольким направлениям. Во-первых, это информирование абонентов о самых распространенных видах мошенничества и новых схемах, а также рекомендации по защите -  все это содержат специальные разделы на сайтах операторов. В «Билайне» создан автоответчик 068044; позвонив на этот номер, абонент может бесплатно получить информацию о видах мобильного мошенничества, а на сайте оператора размещены ссылки на бесплатные антивирусные утилиты, разработанные партнерами «ВымпелКома» - компаниями «Доктор Веб» и «Лаборатория Касперского». Сотрудничество с разработчиками антивирусов практикует и «МегаФон». В начале нынешнего года совместно с компанией «Доктор Веб» этим оператором оказывается помощь абонентам, пострадавшим от действий троянов семейства Trojan.Winlock. Теперь абонент, не имеющий доступа к компьютеру, может получить код разблокировки, отправив на номер 5665 сообщение, содержащее номер, указанный злоумышленниками для оплаты.

     Эффективным методом  борьбы с мошенничеством стало информирование абонентов о стоимости SMS перед их отправкой. В апреле 2010 года, рассказал Хренов, для абонентов «МегаФона» было запущено автоинформирование о стоимости SMS на короткий номер с запросом подтверждения у абонента желания отправки сообщения, в июне того же года появилась услуга «Мобильный прайс», которая бесплатно позволяет узнать стоимость короткого сообщения, для этого нужно отправить  на указанный premium-номер символ $. С осени абоненты оператора могут бесплатно воспользоваться блокировкой отправки SMS на короткие номера. Кроме того, «Мегафон» предлагает родителям помощь в защите от мошенников для детей, поскольку те традиционно находятся в зоне риска. Это может быть как блокировка отправки SMS на короткие номера, так и использование «детского» тарифного плана с функцией родительского контроля на телефоне. Аналогичные услуги своим абонентам предлагает и МТС. В среднем, по словам Свинцова, в месяц услугой «Инфоконтент» пользуются почти 60 тыс. абонентов МТС, а всего в 2010 году по услуге «Инфоконтент» было направлено 1,6 млн запросов. Также с 2010 года в МТС запущена бесплатная услуга «Запрет контента», с помощью которой абонент любого тарифа МТС может ограничить доступ к информационно-развлекательным сервисам со своего телефона. Данная услуга подключается при обращении в контактный центр МТС и позволяет блокировать исходящие звонки и SMS на платные номера информационно-развлекательных сервисов, отметил Свинцов. Абоненты «Билайн» для информирования о стоимости исходящего SMS и получения данных о провайдере могут воспользоваться услугой «Вопрос», а также подключить услугу «Черно-белые списки», которая предоставляется в двух вариантах. Первый предполагает создание черного списка номеров (происходит блокировка тех коротких номеров, на которые запрещен доступ с данного номера), а второй - создание белого списка номеров (указываются номера, к которым разрешен доступ, все остальные короткие номера блокируются).

     В 2011 году сотовые операторы планируют запуск антиспамовых систем, позволяющих фильтровать входящие SMS и отсекать заведомо подозрительные. О намерениях внедрить такие системы уже заявили представители компаний «МегаФон» и МТС.

     Также все операторы «большой тройки» ужесточили требования к контент-провайдерам. «ВымпелКом», по словам Чистовой, в случае поступления жалоб от абонентов на недобросовестные действия одного из контент-провайдеров, обязательно проводит проверку его деятельности и, если обнаружены нарушения, выставляет штрафы и блокирует короткие номера. Аналогичных принципов придерживается и «МегаФон», где штрафные санкции за выявленные нарушения могут составить до 90% от выручки контент-провайдера, сообщил Хренов. В компании МТС, как рассказал Свинцов, по результатам анализа жалоб абонентов в 2010 году штрафные санкции к контент-провайдерам составили порядка 100 млн руб.

Действовать надо быстро

     Все сотовые операторы оказывают абоненту содействие в возвращении украденных  средств, однако схемы возврата разнятся. Как рассказала Чистова, проще всего вернуть деньги абонента, ставшего жертвой мошенничества на коротких номерах - он может вернуть деньги, позвонив либо в службу поддержки сотового оператора, либо в службу поддержки контент-провайдера. Если речь идет о мошенничестве, основанном на переводе средств со счета на счет, возврат денег может быть осуществлен при наличии средств на счете мошенника. Для этого абонент, считающий себя пострадавшим, должен написать заявление о некорректном переводе средств и с просьбой осуществить их возврат. Если же средства на счете мошенника отсутствуют (а так бывает в большинстве случаев), украденных средств абонент лишается навсегда. Аналогичная схема возврата денег действует и у МТС.

     Единственным оператором «большой тройки», полностью берущим на себя компенсацию похищенных у абонента средств в случае подтверждения факта мошенничества, является «МегаФон». В прошлом году, по словам Хренова, расходы оператора по этому направлению составили порядка 1,5 млн руб.

     В 2011 году, по прогнозу Хренова, сфера деятельности мошенников будет все больше смещаться из Москвы в регионы. Сотовые операторы ожидают и роста случаев мошенничества, связанных с использованием социальных сетей, а также повышения вирусной активности. Можно предположить, считает Хренов, рост числа мошеннических SMS-рассылок с использованием сервисов подмены номера отправителя или путем взлома сервисов отправки коротких сообщений.