К развертыванию и последующему развитию телекоммуникационной инфраструктуры компании относятся по-разному. Кто-то полагается исключительно на собственные ресурсы, не доверяя столь ответственное дело никому. Кто-то, напротив, спит и видит, как бы переложить непрофильную деятельность на чужие плечи, а самому в кои-то веки сфокусироваться на главном. Третий периодически впадает то в одну крайность, то в другую, втайне мечтая отыскать пресловутую золотую середину.
     Как бы то ни было, но на рынке уже не первый год существуют «игроки» всех мастей, готовые прийти на помощь корпоративному заказчику в этом нелегком вопросе. Мы обратились к нескольким известным российским телекоммуникационным компаниям и операторам центров обработки данных с просьбой прокомментировать текущее состояние дел в части удовлетворения потребностей отечественных клиентов в телекоммуникационной инфраструктуре.

Мы и они
     По свидетельству Александра Сморгонского, начальника отдела услуг передачи данных и Интернета компании «ВымпелКом», типичным потребителем услуг сетевой инфраструктуры у нас является организация, имеющая несколько точек присутствия на территории РФ и потребность в обмене информацией между ними. Как правило, это крупные и средние российские и международные компании, финансовые учреждения, производственные предприятия, торговые сети.
     Представители самих операторов связи признают, что в России нет ни одной компании, способной удовлетворить все потребности крупного бизнеса в сфере телекоммуникаций. Тем не менее времена, когда заказчик прибегал к услугам огромного числа поставщиков, уходят в прошлое. Количество провайдеров у крупного клиента сегодня исчисляется единицами, а не многими десятками или сотнями, как это было сравнительно недавно. К тому же и взаимоотношения с ними регламентированы в большей степени, чем это имело место в начале 2000-х годов. Из области теории в практическую плоскость переходят контракты об уровне сервиса (SLA). Сегодня это уже не просто модная аббревиатура, а реальный инструмент регулирования взаимоотношений с поставщиками.
     В то же время среди зарубежных заказчиков в большей мере, чем у нас, востребованы услуги телеком-аутсорсинга вроде мониторинга и удаленного администрирования оборудования. «Зарубежные потребители ИТ- и инфраструктурных сервисов умеют четко формулировать свои требования и ожидания как на этапе выбора поставщика услуги, так и в ходе ее предоставления,— подчеркивает Сергей Зайцев, директор Управления регионального развития компании Stack Group. — Существует явная взаимосвязь между этими требованиями и бизнес-потребностями клиента, обусловленными рыночной ситуацией. И если в США и Европе такой подход уже давно стал нормой, то в России существует лишь в виде наметившейся тенденции».
     Опыт проектов, выполняемых компанией Linxtelecom, свидетельствует о том, что в последнее время российские клиенты проявляют интерес к расширенным функциям безопасности, к резервированию бизнес-процессов и обеспечению непрерывности бизнеса в целом. Стимулом здесь служат и ужесточение регуляторных требований, и необходимость обеспечить бесперебойность информационных потоков, объемы которых постоянно растут, и желание минимизировать репутационные риски. Примером такого интереса может служить востребованность весьма дорогостоящих услуг развертывания на территории ЦОД резервных офисов компаний со всей необходимой информационной и телекоммуникационной инфраструктурой.

А был ли кризис?
     Кому-то это покажется странным, но кризис не вызвал радикальных перемен в характере спроса на инфраструктурные услуги со стороны крупного бизнеса. Эволюция инфраструктурных услуг в последние годы выразилась, например, в переходе от выделенных каналов связи к организации частных виртуальных сетей, которые являются более гибкими и экономичными для заказчиков. В период кризиса многие компании были вынуждены пойти на сокращение бюджетов и приняли решение отказаться от выделенных каналов связи в пользу IP VPN на базе технологии MPLS, что многократно наблюдали, например, в «ВымпелКоме».
     Эксперты отмечают, что главное влияние кризиса выразилось в том, что крупные корпоративные заказчики стали по-новому воспринимать существующую телекоммуникационную инфраструктуру, более скрупулезно оценивать эффективность ее использования, размер эксплуатационных расходов и т. п. Сегодня все чаще можно наблюдать отказ от специализированных решений в пользу более универсальных, которые сопряжены с меньшими расходами.
     Сергей Зайцев из Stack Group отмечает, что незадолго до кризиса имел место всплеск интереса к аутсорсинговым ЦОД, в которых крупные компании видели альтернативу собственным технологическим площадкам. Подогрел этот интерес введенный режим экономии, а к росту спроса подоспело и предложение. Правда, кризис 2008-2010 годов привел к замораживанию ряда существовавших проектов строительства ЦОД и к приостановке запуска новых. Признаки восстановления рынка наметились только в 2010 году, когда появились новые площади и стали развиваться дополнительные услуги на базе ЦОД.
     Как бы то ни было, но за последние два-три года в столичном регионе развернуто довольно много дата-центров, по уровню инфраструктуры практически не уступающих таковым в развитых странах. Конечно, существуют и ЦОД эконом-класса. Как следствие, уровень цен, а главное, качество предоставляемых сервисов очень сильно разнятся, поэтому говорить о том, что данный рыночный сегмент сформирован, пока очень рано. Собственно, снижение интереса заказчиков к услугам ЦОД в конце 2008 года как раз и было обусловлено несоответствием стоимости услуг у большинства провайдеров качеству и спектру предоставляемых сервисов. Владимир Лобанов, директор по развитию бизнеса ЦОД компании Linxtelecom, отмечает, что потребность предприятий в услугах ЦОД, предоставляемых на достаточно высоком профессиональном уровне, способствовала консолидации рынка и исчезновению с него ряда мелких «игроков». Одновременно вырос объем потребляемых услуг, да и требования клиентов стали более разнообразными.
     Отсюда хотелось бы сделать вывод о растущей заинтересованности клиентов не в простой аренде площадей для размещения своего оборудования, а в доступе к сбалансированному комплексу качественных сервисов. Однако это заключение пока верно скорее в теории.

Особенности национального ЦОДопотребления
     Оптимизация затрат, потребность в повышении уровня отказоустойчивости и снижении энергопотребления заставляют клиентов модернизировать свою вычислительную и телекоммуникационную инфраструктуру. В компании IBS DataFort отмечают, что «важными драйверами» использования услуг ЦОД являются повышение объемов корпоративной информации, ужесточение требований к ее доступности, а также к надежности коммуникационной и ИТ-инфраструктуры. Как и в других рыночных сегментах, предложение здесь в значительной степени формирует спрос. Недаром сами операторы связи построили множество собственных коммерческих ЦОД, пусть и не в качестве самостоятельного направления бизнеса, а в целях расширения основного портфеля услуг.
     Владельцы коммерческих ЦОД готовы предложить заказчикам не только возможность размещения оборудования и набор телекоммуникационных сервисов, но и услуги в области планирования непрерывности бизнеса и резервирования бизнес-процессов, создания резервных центров, хранения корпоративных данных. Тем не менее в настоящий момент, по свидетельству Александра Сморгонского, наиболее востребованной остается простейшая аренда пространства под физическое размещение стоек (сo-location), а в качестве базовых сопутствующих услуг выступают выделенный доступ в Интернет и услуги передачи данных.
     Пусть и медленно, но растет спрос на услуги хостинга, куда относится аренда физических и виртуальных серверов, и на разнообразные дополнительные услуги, включая облачные сервисы. Услуги управления приложениями, комплексного администрирования инфраструктуры и аренды информационных систем у нас пока находятся в зачаточном состоянии. Возможно, в силу этого же обстоятельства сегодня рано говорить о явно выраженной специализации как со стороны операторов ЦОД, так и со стороны клиентов. Среди отраслей, активнее других прибегающих к услугам внешних ЦОД, в IBS DataFort в первую очередь выделяют финансовый сектор, социальные сети и контент-провайдеров, во вторую — сети розничной торговли и производителей товаров массового потребления.
     Наиболее требовательными в отношении комплексности услуг были и остаются крупные финансовые компании, для которых стратегическим приоритетом является стабильное и качественное обслуживание клиентов в круглосуточном режиме. Даже в условиях кризиса они не отказывались от резервных офисов, не говоря уже о резервных информационных системах. В целом же по рынку ситуация выглядит иначе. Опрошенные нами эксперты сходятся в том, что сегодня заказчики зачастую интересуются только стоимостью услуг, а не «внутренностями» инфраструктуры, на базе которой те предоставляются. Такие показатели, как наличие резервирования, доступность сервисов и уровень отказоустойчивости, защищенность оборудования и технические параметры отдельных компонентов инфраструктуры ЦОД, обычно отходят на второй план.

Далеко ли бежать?
     Если в оценке развитости телекоммуникационной инфраструктуры в крупных компаниях у нас и за рубежом опрошенные нами эксперты практически единодушны, то вопрос о степени отставания отечественного рынка коммерческих ЦОД вызвал разногласия. Денис Калинин, генеральный директор IBS DataFort, убежден в том, что развитие рынка коммерческих ЦОД в России отстает от рынка западных стран в разы и эта пропасть вряд ли существенно сократится в обозримом будущем. В России нет ЦОД с десятками тысяч стоек, и они вряд ли появятся в ближайшие годы. «В целом ситуация такая же, как для всего рынка ИТ-услуг: мы просто находимся на другом этапе жизненного цикла», — подчеркивает он.
     Сергей Зайцев отмечает, что еще года три назад можно было утверждать, что российский рынок дата-центров отстал от западного навсегда. Почти все проекты, выполненные в России до 2008 года, по подходам к проектированию, использованным технологиям, стратегиям развития соответствовали
тем, что в США делались десятилетия назад. Вопросы организации обслуживания инженерного оборудования зачастую вообще оставались вне поля зрения как проектировщиков, так и владельцев площадок. «Досаднее всего было то, — говорит Зайцев, — что каждый новый проект выполнялся без учета ошибок и опыта тех, кто прошел этот путь первым. Хочется верить, что уроки кризиса не пройдут даром и желание идти своим путем не будет противоречить здравому смыслу. Иначе, едва оправившись от экономического коллапса, мы рискуем спровоцировать ИТ-кризис: построенные по старым технологиям ЦОД окажутся не готовыми к обеспечению условий для работы информационных систем нового поколения. Сегодня самое время отложить в сторону старые заграничные «лекала ЦОД» и использовать новые современные технологии — энергоэффективные, адаптивные, универсальные, дабы не просто наверстать многолетнее отставание от Запада, а в короткие сроки восстановить статус одного из наиболее высокотехнологичных государств».
     Объективная возможность такого восстановления связана с тем, что за рубежом темпы развития рынка ЦОД уступают российским. Владимир Лобанов из компании Linxtelecom полагает, что отставание в среднем по отрасли оценивается в пять лет, но по темпам роста у нас есть все шансы в ближайшие годы выйти на общемировой уровень. Если в 2011 году в России ожидается рост рынка услуг ЦОД на 35%, то в мировом масштабе он составит всего 5%.

Кто первый?
     В компании «Комкор» признают, что в последние годы на рынке услуг в области телекоммуникационной инфраструктуры, предлагаемых корпоративным клиентам, имеет место довольно жесткая конкуренция. Новые крупные заказчики появляются все реже, а существующие уже используют чьи-то решения и услуги. Конечно, иногда в силу расширения отдельных направлений деятельности, слияний и поглощений компаний происходит смена существующего оператора, но это не более чем перетекание заказчиков от одного провайдера к другому.
     По мнению Сергея Зайцева, о серьезной конкуренции на рынке услуг самих ЦОД говорить не приходится, поскольку этот сегмент ИТ-индустрии находится на начальном этапе развития. Денис Калинин отмечает, что кризис наряду с активным строительством коммерческих ЦОД позволил остановить рост цен на услуги co-location и даже заставил провайдеров слегка побороться за клиента. Однако динамично растущий спрос по-прежнему будет вызывать дефицит площадей ЦОД. Вот почему этот сегмент еще долго будет оставаться «рынком поставщика».
     Александр Сморгонский же, напротив, утверждает, что в наши дни сегмент услуг ЦОД перешел от рынка предложения к рынку покупателя. На нем наблюдается насыщение по предоставлению базовых услуг ЦОД. Конкуренция со стороны компаний, специализирующихся на развитии коммерческих ЦОД, со временем будет нарастать, прежде всего в связи с активным развитием рынка дополнительных услуг.
     Аутсорсинг в России имеет свои особенности, которые в полной мере относятся и к индустрии коммерческих ЦОД. У нас пока продаются или сдаются в аренду в основном стойко-места или целые стойки, тогда как на Западе спросом пользуются серверные мощности и разнообразные прикладные сервисы. Другими словами, готовая инфраструктура задействуется комплексно — на уровне и серверов, и ПО, и облачных услуг.

Заоблачные выси
     В экономически развитых странах дополнительные услуги ЦОД представлены, например, сервисами SaaS, которые в последние годы стали едва ли не главным стимулом к развитию рынка коммерческих ЦОД. В России сегмент SaaS только зарождается, ожидая прихода основных иностранных игроков и развития отечественных компаний со своими решениями в этой области, но, по оценкам экспертов, он ежегодно должен как минимум удваиваться.
     Основная причина неготовности бизнеса к более активному потреблению комплексных услуг коммерческих ЦОД в том, что при переходе в облако, развернутое оператором связи на базе собственного ЦОД, бизнес-пользователям придется вместо работы с знакомым Excel подлаживаться под новое  ПО, новые интерфейсы и т. д. Такой переход повлечет за собой и дополнительные требования к каналам связи, к их пропускной способности, резервированию и отказоустойчивости. Есть еще одно немаловажное обстоятельство: большинство компаний уже располагают той или иной ИТ- и телекоммуникационной инфраструктурой. Переход в облако по сути дела эквивалентен для них отказу от существенной ее части, то есть обесцениванию ранее произведенных инвестиций, а это шаг, нелегкий для любой компании. В данной ситуации облачные вычисления перестают смотреться как однозначный способ оптимизации затрат.

Приоткрывая завесу будущего
     Какие же компоненты и услуги в области коммуникационной инфраструктуры будут востребованы российскими заказчиками в ближайшие годы? Не сказать, чтобы ответы опрошенных нами экспертов звучали консонансом.
     Денис Калинин отмечает, что на Западе наблюдается сокращение затрат на серверы и рост затрат на ПО виртуализации. В России же, напротив, он ожидает роста спроса на аренду серверов и другого оборудования, хотя даже в этой области всплеска соответствующей потребительской активности незаметно. В то же время постепенно набирают популярность модель SaaS и другие схемы, позволяющие избежать капитальных вложений в закупку оборудования. Таким образом, SaaS, аренда и лизинг аппаратных средств, а также виртуализация могут стать сильно востребованными уже в ближайшем будущем.
     В компании Stack отмечают возобновление отложенного спроса на услуги коммерческих ЦОД. Еще какое-то время наибольшую популярность у заказчиков будет иметь co-location, хотя под этим термином все чаще понимается не простая аренда площадей для размещения оборудования, а некоторый комплекс услуг. По свидетельству Сергея Зайцева, растет популярность услуг AaaS и PaaS, а также секционированного доступа к ресурсам операторов связи.
     В Linxtelecom полагают, что со временем все большим спросом будут пользоваться услуги, оптимизирующие ИТ- и телекоммуникационную инфраструктуру предприятия в рамках планирования непрерывности бизнеса (BCP). Примером может служить концепция BCP «под ключ», включающая в себя доступ к торговым площадкам, процессинговым центрам и специализированным торговым системам, организацию резервного офиса с соответствующей телекоммуникационной инфраструктурой и т. п. Наконец, отдельную нишу на рынке обещают занять специализированные услуги, нацеленные на повышение эффективности использования отдельных компонентов ИТ- и телекоммуникационной инфраструктуры организации-заказчика.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями