Выпуск финальной версии коммуникационного решения нового поколения Lync 2010 корпорация Microsoft называет новой эрой в области бизнес-коммуникаций. Достаточно ли у разработчиков из Редмонда аргументов, чтобы убедить пользователей в том, что это не просто маркетинговый лозунг, а эффективная альтернатива устаревшим системам офисной связи? Попытаемся разобраться.
     Ядром нового решения является Microsoft Lync Server 2010 — 14-я версия известного продукта Office Communications Server. Заказчикам доступны две версии Lync Server 2010 — Standard Edition и Enterprise Edition. Первая ориентирована на развертывание в пилотной и тестовой среде или в филиалах, не предъявляющих высоких требований к доступности и производительности, в этом случае общее число пользователей или число пользователей в одном подразделении не может превышать 5 тыс. Сервер Enterprise Edition включает те же возможности, что и сервер Standard Edition, однако он обеспечивает практически неограниченную масштабируемость (до 100 тыс. пользователей в одном пуле) и более высокую доступность сервисов. Для запуска Lync Server 2010 в компании уже должны быть установлены Windows Server и Microsoft SQL Server, лицензии на которые приобретаются отдельно. Также для доступа к Lync Server 2010 в качестве санкционированного пользователя необходимо клиентское приложение Microsoft Lync 2010. Его можно приобрести как отдельное приложение или в составе набора Office Professional Plus 2010.
     В практическом плане Lync объединяет функции телефонии, отправку мгновенных сообщений, возможности проведения видео- и аудиоконференций. Разработчики утверждают, что это дает возможность превратить взаимодействие между сотрудниками компании в полноценное виртуальное общение. Впрочем, примерно тот же набор функций предлагался и в решении Office Communications Server. В чем же отличие Lync Server 2010 от его предыдущей версии?
     Как заявил Михаил Кочергин, менеджер по продукту Lync 2010, «прошлая версия продукта является утилитарным решением для организации связи между сотрудниками компаний. Сейчас же работникам недостаточно быть просто на связи: чтобы поговорить с кем-то, достаточно сотового телефона. Но люди хотят уже не просто поговорить, а, как правило, обсудить какие-то документы, цифры, данные. Поэтому новое решение объединяет в себе связь и синхронную работу с данными».
     Lync поддерживает так называемую трехмерную индикацию присутствия — с помощью данной системы можно узнать не только факт подключения какого-либо пользователя к коммуникационной системе, но и получить сведения о том, когда он освободится или когда он будет в следующий раз занят и не сможет выйти на связь; кроме того, на экран выводится информация о том, как именно можно связаться с сотрудником компании.
     Кочергин отмечает также расширенные возможности Lync для взаимодействия через внешние сети, включая различные системы мгновенного обмена сообщениями.
     В числе важных особенностей продукта нужно отметить поддержку видеоконференц-связи в формате высокого разрешения. Правда, канал HD можно организовать только в режиме «точка-точка», а в режиме многоточечной ВКС пользователям доступна лишь видеосвязь стандартного качества.
     И наконец, самое главное отличие решения Lync состоит в том, что в него добавлена полнофункциональная корпоративная телефония. Эти функции возложены на сервер, к которому могут обращаться разные клиенты: помимо стандартного (Lync), на сегодняшний день имеются также клиентские решения для платформы Apple Mac, для различных браузеров (для поддержки платформ Unix и Linux), для настольных IP-телефонов Polycom, Astra и Snom. А скоро пользователям будут предложены мобильные клиенты для iPone и Nokia. В ближайшем будущем список терминалов, совместимых с решением Lync, будет значительно расширен. Целая экосистема партнеров Microsoft анонсировала решения и службы, дополняющие Lync Server, IP-телефоны, экстренные службы, контактные центры и службы записи звонков.
     «Наша идеология такова: человек подходит к любому аппарату в организации, авторизуется (например, с помощью сканера отпечатка пальца), и в этот момент аппарат загружает с сервера все необходимые для коммуникаций этого пользователя функции, настройки и информацию — календарь, контакты. Таким образом, к какому бы телефону ни подошел сотрудник, тот сразу же становится «его» телефоном. При этом понятия «короткие внутренние номера» или «привязка к рабочему месту» становятся неактуальными», — поясняет Кочергин.
     Действительно удобно. Но окупятся ли затраты на внедрение Lync? Для многих организаций совокупная стоимость владения платформой коммуникации на основе традиционных подходов состоит из следующих элементов: покупка устройств — телефонных аппаратов и других средств голосовой и видеосвязи; приобретение оборудования — централизованных серверов, шлюзов; лицензий на ПО; сетевые расходы; оплата услуг интеграторов при установке (служб); техническое обслуживание в период эксплуатации.
     По подсчетам Microsoft, годовая совокупная стоимость владения на основе трехлетнего периода для традиционных и устаревших решений на базе IP-телефонии или традиционных УАТС равна 400-500 долл. на сотрудника в год (1200-1500 долл. на сотрудника за три года) для предприятия, где трудятся 5 тыс. человек. Годовая совокупная стоимость владения на сотрудника для более крупных компаний (более 50 тыс. сотрудников) существенно не отличается от названной суммы.
     В чем же козырь решения Lync? Оно позволяет снизить совокупную стоимость владения за счет консолидации возможностей коммуникаций и конфигурации оборудования. Подход Microsoft заключается в использовании одной общей платформы, способной удовлетворить все потребности клиентов во всем диапазоне коммуникационных возможностей. Объединяя все необходимые средства коммуникации в рамках интегрированной и масштабируемой платформы, Lync является значительно более дешевой альтернативой дорогостоящим разрозненным средам с использованием множества решений, с которыми часто можно столкнуться в наше время, утверждает Кочергин.
     По усредненным оценкам Microsoft, стоимость пользовательских устройств, таких как телефонные аппараты, обычно составляет 10-20% трехлетней совокупной стоимости владения для корпоративной системы коммуникаций и 30% начальных расходов на приобретение (в которые входят затраты на устройства, оборудование, программное обеспечение и службы). Решение Microsoft Lync может снизить затраты на устройства на 41% и более, например, за счет снижения потребности в автономных IP-телефонах и замены их на значительно более дешевые USB-устройства.
     Затраты на лицензирование и обслуживание ПО могут составлять 20-30% совокупной стоимости владения корпоративной системой коммуникаций. В их число входят серверные и клиентские лицензии, а также плата за обслуживание ПО. Расходы на лицензирование ПО клиентов, выбравших продукты различных производителей для обеспечения разных функций связи, часто будут значительно выше. Между тем общие затраты на ПО для среды на основе решений Microsoft примерно на 10% ниже, чем общая сумма расходов на ПО для решения на основе IP-телефонии. И при более низкой цене все пользователи компании получают полный набор функций связи.
     Затраты на пропускную способность сети могут составлять 13-17% трехлетней совокупной стоимости владения в типовой коммуникационной среде предприятия. Они включают плату за дополнительную пропускную способность для подключения филиалов к головному офису или центру обработки данных, а также стоимость голосовых магистралей. Microsoft Lync позволяет существенно снизить подобные расходы: по меньшей мере на 30-35% по сравнению с другими решениями на основе IP-телефонии. Значительное снижение требований к пропускной способности, необходимой для передачи звука и видео, достигается в решении Lync с помощью адаптивных кодеков RTAudio и RTVideo.
     Расчеты Microsoft показывают, что затраты могут быть снижены и по всем остальным статьям расходов на организацию коммуникационной системы. Крупная компания, использующая платформу коммуникаций Lync, может снизить трехлетнюю совокупную стоимость владения в годовом пересчете на 39% по сравнению с решениями коммуникации на основе IP-телефонии. Типичная организация с числом сотрудников около 5 тыс. может снизить капиталовложения и эксплуатационные расходы более чем на 2 млн долл. за три года, утверждают представители Microsoft.
     В заключение приведем стоимость Lync. Не учитывая возможные расходы на приобретение необходимых для установки систем Windows Server и Microsoft SQL Server, затраты на покупку нового решения могут составить 31 долл. за одну клиентскую лицензию плюс 699 долл. за лицензию на серверное ПО стандартной версии (или 3443 долл. за версию Enterprise).

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями