«Рынок УАТС серьезно пострадал, когда два года назад начался экономический спад, — в 2009 году продажи упали на 25% и восстановиться им с тех пор так и не удалось, — утверждает Маттиас Маковински, аналитик Infonetics. — Однако УАТС далеко не выбыли из игры, как об этом заявили представители Microsoft в ходе анонса универсальной коммуникационной платформы Lync 2010».
     Очевидно, в Microsoft надеются убедить заказчиков в том, что «Lync вполне может заменить любую УАТС», по крайней мере, именно такое заявление сделал Гурдип Сингх Пэлл, вице-президент Microsoft. «Эра УАТС, господа, окончена», — добавил он.
     Термин УАТС используется для обозначения телефонных систем, основанных на технологии TDM, на протоколе IP или гибридных, которые отвечают за управление голосовыми вызовами. Однако эта функция в той или иной мере в настоящее время реализуется во всех универсальных коммуникационных платформах. Если судить по заявлениям Microsoft, УАТС прожили уже на несколько лет дольше, чем должны были: еще в 2007 году, когда корпорация анонсировала Office Communications Server, Билл Гейтс, в то время председатель правления Microsoft, объявил, что выход этого программного комплекса «предвещает гибель УАТС».
     Однако их продажи по-прежнему достаточно велики, чтобы аналитики Infonetics продолжали отслеживать УАТС в качестве отдельной рыночной категории, в которой, по их данным, благодаря поставкам IP-систем лидируют компании Cisco, ShoreTel и Siemens. И хотя миграция от УАТС на универсальные коммуникации происходит, завершится она не скоро.
     Например, переход от традиционных TDM-УАТС к УАТС, основанным на IP, продолжается уже более десяти лет. Сейчас в США 75% телефонных систем работают по интернет-протоколу, а значит, четверть УАТС по-прежнему используют TDM; кроме того, TDM поддерживается в некоторых IP-АТС для обслуживания старых аппаратов. Как отмечает Маковински, «УАТС — это большой рынок, и на то, чтобы он изменил направление своего развития, потребуется немало времени».
     Переход от УАТС к платформам универсальных коммуникаций и совместной работы тоже займет много времени, убежден аналитик. Он считает нечеткой границу между «чистыми» УАТС, обеспечивающими только голосовую связь, и их потенциальной заменой — универсальными коммуникационными серверами, которые поддерживают голос, видео, мгновенные сообщения, электронную почту, конференц-связь и совместную работу. Например, платформа Cisco Unified Communications Manager считается учрежденческой АТС, как и анонсированный в прошлом году коммуникационный сервер Avaya Aura.
     УАТС трудно отличить от универсальных коммуникационных платформ, полагает Маковински, поскольку многие производители предлагают продукты, которые относятся и к той и к другой категории. Однако, чтобы избежать двойного учета выручки, полученной от таких продуктов, Infonetics сортирует продукты по категориям «УАТС», «коммуникаторы» и «универсальные коммуникационные приложения».
     Сервер Microsoft Lync, который, как заявляют в корпорации, способен заменить УАТС, эксперты Infonetics считают универсальной коммуникационной платформой — отчасти потому, что ее «предком» было приложение для настольных ПК.
     На рынке «чистых» УАТС, по данным Infonetics, лидирует Cisco, от которой значительно отстают Shoretel и Siemens. Компания Cisco вышла на данный рынок, выпустив IP-УАТС, и довольно быстро стала доминирующим игроком. «Традиционные участники сегмента по этому поводу говорят так: если Cisco всего за 10 лет добилась таких успехов, то что же будет через 10 лет с Microsoft?» — добавляет Маковински.