На поверку же оказалось, что эти «трудности» довольно быстро переросли в глубочайший кризис, охвативший разные страны и континенты и отбросивший мировую инфотелекоммуникационную отрасль на несколько лет назад. Та черная полоса продолжалась до весны 2004 года, но, в отличие от нынешней, практически не вышла за пределы сферы высоких технологий.

Одной из ключевых причин той рецессии стал пресловутый «мыльный пузырь» dot.com, т.е. безудержный оптимизм независимых аналитиков и экспертов относительно грядущего взрывообразного роста Интернета, которому поддались операторы и производители сетевого и телекоммуникационного оборудования. Следствиями повального Интернет-помешательства стали бездумное расширение телекоммуникационной инфраструктуры крупнейшими операторами связи и массовое наращивание полосы пропускания магистральных каналов в ожидании резкого роста объемов трафика.

Но чуда не случилось. Темпы роста объемов передаваемых данных оказались, мягко говоря, преувеличенными, и огромные инвестиции, в том числе колоссальные товарные кредиты производителей, были на несколько лет закопаны в землю. Отметим, что вся эта эйфория подогревалась финансовыми интересами конкретных лиц, бонусы которых зависели от роста объемов отгруженного телекоммуникационного оборудования (даже если за него еще никто не заплатил), темпов наращивания пропускной способности каналов связи (пока ничем не загруженной) и роста капитализации Интернет-компаний (не имевшей отношения к их реальному обороту).

Истинные причины того и нынешнего кризиса имеют общую природу, но про дела давно минувших дней я вспомнил по иной причине. Нынешний кризис имеет куда более глубокий, системный и глобальный характер, нежели спад 2001—2004 годов, и не оставил в мировой экономике ни одной тихой гавани. Индустрия связи не стала исключением, а вот с ее восстановлением ситуация складывается парадоксальная.

Несмотря на весь скепсис ряда известных экономистов и масштаб финансовых проблем, которые довлеют над сегодняшней американской экономикой, именно она раньше других стала подавать первые признаки оживления. Позитивные процессы проявились и на телекоммуникационном рынке: операторы связи принялись наращивать полосу пропускания сетей, прежде всего беспроводных, и приступили к их модернизации для внедрения сервисов новых типов. В противоположность событиям девятилетней давности, речь идет не о предвосхищении обещанного спроса, а о необходимости удовлетворить спрос текущий.

Никогда не значившиеся в пионерах мировых телекоммуникаций США сегодня выглядят лучше других стран, что находит отражение и в заметном росте спроса на услуги беспроводного широкополосного доступа. Правда, благодаря смене нескольких поколений терминальных устройств в наши дни этот доступ выглядит иначе, чем 10 лет назад. Смартфону вроде iPhone необходима полоса пропускания, примерно в 30 раз превосходящая таковую для обычного мобильного телефона. У современного нетбука при подключении по беспроводному интерфейсу указанный коэффициент доходит до 450. Это означает реальный, а не выдуманный экспертами взрыв объемов данных в беспроводных сетях.

В начале мая International Herald Tribune опубликовала материал о том, что послекризисное восстановление телекоммуникационного рынка сдерживается дефицитом электронных компонентов. Как отмечает Бен Вервайен, генеральный директор Alcatel-Lucent, текущие заказы его компании на транзисторы, конденсаторы и иные компоненты элементной базы не удовлетворяются в полном объеме. Причины — существенное сокращение их производства поставщиками во время кризиса и оживление спроса со стороны других категорий потребителей, в том числе производителей автомобилей и бытовой электроники. В результате корпорация не в состоянии выпускать телекоммуникационное оборудование в тех объемах, которые необходимы операторам. По словам Вервайена, это обстоятельство стало едва ли не главной причиной почти 10-процентного снижения оборота Alcatel-Lucent в I квартале текущего года (3,2 млрд евро против 3,6 млрд евро годом ранее) и увеличения за тот же период суммы чистых убытков (515 и 405 млн евро соответственно).

Сказанное справедливо в отношении не только рынка США и Alcatel-Lucent, но и других стран и компаний. В I квартале продажи Alcatel-Lucent в Азиатско-Тихоокеанском регионе упали на 19%, в Европе — на 9%, в остальных странах — на 23%, а их 6-процентный рост в Северной Америке объясняется преимущественно разницей валютных курсов. Корпорация Ericsson, обнародовавшая в конце апреля данные о 9-процентном снижении объема продаж в I квартале (без учета укрепления шведской кроны к доллару) также в качестве основной причины указала на недостаток электронных компонентов, используемых при изготовлении оборудования. С аналогичными трудностями сталкиваются Cisco, Huawei, Nokia Siemens и другие производители.

Текущая ситуация в мировой телекоммуникационной отрасли во многом зеркальна той, что имела место в 1999—2001 годах. Рост спроса на услуги ШБД свидетельствует, что отрасль связи восстанавливается быстрее других секторов мировой экономики. Согласно недавнему отчету Informa Telecoms & Media, к 2014 году общемировой объем данных, передаваемых только по сотовым сетям, вырастет в 22 раза — с нынешних 674 млн до 15 млрд Гбайт. Это обусловит необходимость в огромных ресурсах на модернизацию сетей мобильной связи. Вопрос — лишь в том, не поведут ли снова эти прогнозы рынок по ложному следу.