Согласно документу, который оказался в распоряжении этого издания, пока речь идет об операторах кабельного телевидения, транслирующих зарубежные каналы, но, не ровен час, под горячую руку регулятора попадут и операторы других категорий.

Как известно, сегодня даже базовые пакеты IP-TV ведущих провайдеров более чем наполовину состоят из зарубежных телеканалов, да и расширенные их версии в основном базируются на «зарубежных источниках». Строго говоря, трансляция таких телеканалов по проводной инфраструктуре в нашей стране незаконна, ведь большинство зарубежных телекомпаний не зарегистрированы в России как СМИ, не получили лицензий на вещание на территории нашей страны, а иногда даже не имеют подписанных договоров с вещателями. Казалось бы, чего проще: раз спрос на продукцию того же Discovery у пользователей Internet-телевидения — налицо, то зарубежному телеканалу сам Бог велел узаконить свою деятельность в России.

Но не тут-то было! Чтобы получить лицензию на местное вещание, зарубежный телеканал должен создать в нашей стране дочернюю компанию, а это запрещает текущая редакция Закона «О средствах массовой информации». В принципе, лицензию может получить оператор, транслирующий иностранные телепередачи по своей сети. Однако и здесь отраслевой регулятор предусмотрительно ввел ограничения: согласно действующему регламенту теле- и радиовещания один оператор может получить лицензию на трансляцию максимум двух (это не опечатка) зарубежных каналов.

Было бы странно, если бы из подобной ситуации российские операторы не нашли выход: наплодить юридических лиц в соответствии с числом требуемых лицензий — и дело с концом. Правда, участники рынка отмечают, что такое соломоново решение порождает свои трудности. В итоге многие операторы предпочитают работать и вовсе без лицензий на вещание зарубежных телеканалов, но, судя по настрою Роскомнадзора, эта лафа скоро закончится.

То, что регулятор в очередной раз принялся ревностно охранять букву закона, не может не радовать. Да и тактика избрана беспроигрышная: сначала поставить операторов в рамки, которые делают развитие бизнеса практически невозможным, а затем жестко потребовать соответствия введенным ограничениям.

Как обычно, возникают два вопроса: зачем и почему именно сейчас? На фоне парадных отчетов Минкомсвязи о развитии рынка телекоммуникаций попытка приостановить оказание услуг IP-TV выглядит весьма нелогично. С необходимостью тотального перевода сетевой инфраструктуры на IP, вроде бы, никто не спорит. О необходимости расширения спектра доступных пользователям сервисов, оправдывающих наличие мультимегабитных скоростей передачи, тоже говорится на каждом углу. А вот транслировать зарубежные телеканалы – извини-подвинься! Может, Роскомнадзор решил наехать именно на «кабельщиков», а операторы, предоставляющие услуги по линиям xDSL или сетям Ethernet, могут спать спокойно? Что-то не верится. Если бы это было так, подход регулятора выглядел бы уж очень однобоким.

Выбор момента для начала кампании против вещания зарубежных каналов по «последней миле» тоже не поддается рациональному объяснению. У Роскомнадзора — непочатый край деятельности по проверке нескольких миллионов российских организаций, работающих с персональными данными. Вот где море разливанное для вынесения (или невынесения?) решений, которые грозят руководителям этих организаций такой ответственностью, что мало не покажется! И охота на этом фоне возиться с несколькими сотнями операторов ШПД и кабельного телевидения?

Боюсь, ответ надо искать в другой плоскости. Обновленное руководство Минкомсвязи и подведомственных ему Федеральных служб изо всех сил пытается создать видимость бурной деятельности. Или же в ком-то из чиновников проснулись теплые воспоминания о «железном занавесе», когда о сводобном доступе к западных СМИ не могло быть и речи? В таком случае я бы тоже начал с запрета на вещание зарубежных телеканалов, оставив право на передачу родных программ, которые и так доступны через эфир...

«Ведомости» пишут, что Минкомсвязи подготовил поправки к Закону «О связи» и положению о лицензировании, которые снимут противоречия. Коррективам, вроде бы, подвергнется и Закон «О СМИ». Может, с этого и следовало бы начать?

Павел Иванов, научный редактор, psi@osp.ru