Многолетняя привлекающая к себе внимание гонка между двумя основными лидерами на рынке оборудования для организации ВКС, американской компанией Polycom и норвежской Tandberg, подошла к логичному финишу. Одного из заклятых конкурентов собирается поглотить значительно более мощный игрок, интересы которого простираются почти на все сферы рынка ИКТ-решений. Речь идет об официальном предложении Cisco к акционерам Tandberg продать принадлежащие им активы за 3 млрд долл. Другой конкурент, вероятно, не останется в стороне от процесса консолидации и будет искать более тесного союза с кем-то из оставшихся ИТ-гигантов.

 ВКС-решения Tandberg, перестав быть изолированным островком корпоративной сетевой инфраструктуры, стремились к интеграции с другими компонентами системы UC.

Предстоящее поглощение норвежского производителя систем ВКС (если сделка будет одобрена советами директоров компаний и регулирующими органами) станет одной из самых крупных операций M&A в ИТ-отрасли за посткризисный период. Сумму сделки и размер переплаты за акции Tandberg (их покупают по цене, на 25,2% большей средневзвешенной за последние 3 месяца) нельзя считать признаками надувания очередного мыльного пузыря. Технологические активы Tandberg жизненно необходимы Cisco для того, чтобы утвердиться на первой строчке мирового рейтинга поставщиков решений для совместной работы.

Технологии Telepresence, которые усиленно раскручивала маркетинговая машина Cisco, — безусловно, хороший задел, но для выхода в сегмент массовых решений ВКС сетевому гиганту нужно было сильно напрячься: там господствовали другие законы и участники рынка. За три года, минувшие с запуска Telepresence, Cisco так и не удалось превратить свою инновационную технологию в промышленный стандарт, на который ориентировались бы остальные производители. Зато у конкурентов из сегмента mass-market за это время появились весьма жизнеспособные продукты для построения сетей телеприсутствия.

Таким образом, дальнейший ход Cisco был, практически, очевиден. Вопрос заключался лишь в том, кто станет объектом поглощения. После серии докризисных сделок на рынке оборудования ВКС осталось, по сути, два производителя, обладающих полной линейкой продуктов - от персональных и групповых терминалов до многоточечных видеосерверов и межпротокольных шлюзов. Почему в итоге был выбран Tandberg, а не американский же Polycom, официальные спикеры компании, видимо, расскажут позднее. Сейчас же все вопросы о готовящейся покупке остаются без комментариев.

Впрочем, если внимательно проследить за последними пресс-релизами Tandberg, то возникнет впечатление, будто норвежская фирма специально готовилась продаже. В конце сентября один за другим последовали два сообщения — о расширении стратегического партнерства с Siemens Enterprise Communications и о выпуске платформы Video Communication Server, ключевого элемента всей видеоэкосистемы Tandberg. Ранее компания объявляла о создании альянсов с Avaya, Nortel и Microsoft, причем во всех случаях красной нитью проходила идея интероперабельности систем. ВКС-решения Tandberg, перестав быть изолированным островком корпоративной сетевой инфраструктуры, стремились к бесшовной интеграции с действующими IP-PBX, коммуникационными IP-приложениями и системами совместной работы. Такие решения могли органично влиться в портфель любой крупной ИТ-компании, усилив его за счет поддержки видеосвязи, будь то ВКС или простая видеотелефония. Значит, претендентам на покупку нужно было торопиться.

Конечно, Polycom тоже занимался проблемой интероперабельности решений ВКС и других компонентов унифицированных коммуникаций (вспомним хотя бы серверы Polycom семейства RMX), но его усилия в этом направлении почему-то не обращали на себя столько же внимания. Наверное, потому, что эти перспективные разработки заокеанская компания хотела сохранить для себя.

В случае завершения сделки в состав Cisco вольются полторы тысячи сотрудников Tandberg, в том числе специалисты норвежского и британского исследовательских центров. Главный исполнительный директор Tandberg Фредрик Халворсен возглавит новую технологическую группу TelePresence, которая будет подчиняться старшему вице-президенту Cisco по новым технологиям Мартину де Биру.

Как отметил председатель совета директоров и главный исполнительный директор Cisco Джон Чемберс, обе компании имеют удивительно похожие корпоративные культуры и общую стратегию, направленную на преобразование бизнеса с помощью технологий совместной работы и видеокоммуникаций. Сейчас аналитики американской корпорации оценивают глобальный рынок систем совместной работы в 34 млрд долл., причем этот сегмент постоянно растет и расширяется за счет инкапсуляции технологий Web 2.0.