В июле отечественное телекоммуникационное сообщество получило отличный информационный повод для спекуляций: в России могут запретить Skype. С легкой руки одной журналистки отечественные СМИ стали перепевать на все лады новость об ограничении, если не полном запрете Skype и вообще IP-телефонии. Как тут не вспомнить Маяковского «Хорошая шутка, недурно сострена, одно обидно до боли в печени…»!

Формальных поводов для реанимации бородатого анекдота про запрет IP-телефонии в России нашлось два: 21 июля состоялось заседание комиссии РСПП по телекоммуникациям и информационным технологиям, а один из топ-менеджеров «МегаФона», якобы, упомянул в кулуарной беседе, что Skype не поддерживает СОРМ. В отношении выноса СОРМа из избы руководитель «МегаФона» душой не покривил: голосовые вызовы по сетям передачи данных не поддаются прямой прослушке. Со Skype ситуация — и того хуже. Владельцы сервиса держат в строжайшем секрете систему шифрования переговоров. Как следствие, спецслужбы разных стран, в последние годы зациклившиеся на борьбе с терроризмом, экстремизмом и прочими «измами», испытывают трудности с расшифровкой содержания перехваченных Skype-сеансов.

Проблему законности таких перехватов и неприкосновенности частной жизни оставим за кадром, а вот само наличие проблем с расшифровкой недвусмысленно указывает на несоответствие интеллектуальных потенциалов создателей Skype и спецслужб. Это не помешало последним отыскать нехитрый способ устранения проблемы: под угрозой запрета использования данного сервиса в России владельцев Skype могут обязать подключиться к системе прослушивания. Пора уже понять, кто в доме хозяин! Китайцы-то запретили у себя использование IP-телефонии, включая Skype, и ничего. А мы почему тормозим?

Правда, руководители Поднебесной решали экономическую задачу — остановить массовый отток клиентов от государственных операторов связи. О необходимости прослушивания переговоров речь не шла, и все ограничилось лоббированием интересов госсектора. Как показало заседание комиссии РСПП, в России налицо — такое же лоббирование, только осуществляемое крупными операторами фиксированной и сотовой связи, не желающими равнодушно взирать на успехи более прогрессивных и предприимчивых компаний.

С одной стороны, соус остался прежним: по мере роста популярности сервисов VoIP все большая часть переговоров будет уходить из-под контроля государства, что «неминуемо спровоцирует озабоченность проблемами безопасности». С другой стороны, истинная подоплека происходящего быстро вышла на поверхность. Согласно оценкам TeleGeography, в 2008 году объем переговоров по технологии VoIP вырос на 41% и дал 8% общемирового объема голосового трафика. К 2015 году IP-телефония по доступности может сравняться с традиционной телефонией. По мнению старшего вице-президента «Транстелекома» Виталия Котова, к 2012 году в России 40% голосового трафика будет приходиться на VoIP.

Спокойно наблюдать, как деньги утекают из рук, отечественные операторы не намерены. С трибуны РСПП, например, звучали набившие оскомину речи о необходимости защиты государством отечественных компаний — теперь от иностранных провайдеров услуг IP-телефонии. Эти пассажи заставляют вспомнить о суперэффективной затее правительства с поддержкой «Автоваза». Похоже, члены комиссии не в состоянии учиться на чужих ошибках?

По мнению первого заместителя гендиректора «МегаФона» Валерия Ермакова, пользователи должны опасаться провайдеров услуг, не представленных в нашей стране официально, чья деятельность не контролируется властями, и интересы абонентов которых не защищены. Так почему бы операторам не инициировать запрет доступа к сервисам SaaS, провайдеры которых не имеют российских представительств, да и вообще доступ к Web-сайтам, созданным зарубежными юридическими и физическими лицами? Или они боятся, что Internet-трафик подсократится?

А вот еще одна «конструктивная» идея РСПП: обратить внимание чиновников на то, что Skype зарабатывает в России, но налогов не платит и в инфраструктуру не вкладывается. Видимо, следует не только обязать хозяев Skype подключиться к СОРМ, но и взимать с них оброк на вспомоществование теряющим доходы российским операторам.

И последнее. Комиссия РСПП решила создать рабочую группу, которая к 20 сентября подготовит очередные предложения по изменению российского законодательства (т.е. закона «О связи») в отношении регулирования сервисов IP-телефонии. Другими словами, нас ждет очередная сказка про белого бычка.

Павел Иванов, научный редактор, psi@osp.ru