«Цифровые технологии вкупе с активным развитием широкополосного доступа к Internet могут кардинально изменить современные представления о телевизионном вещании и возможностях телевизионных сервисов», — заявил президент Ассоциации HDUnion и генеральный директор НПК «Эра» Герасим Гадиян. Он обратил внимание участников конференции на то, что уже сегодня при наличии быстрого доступа к Internet пользователям доступны тысячи телеканалов, десятки тысяч кинофильмов, миллиарды видеосюжетов и онлайн-трансляции с многочисленных Web-камер.

Большая часть этих ресурсов распространяется в Internet бесплатно. Только в октябре 2008 года почти половина населения США просмотрела 13,5 млрд видеоматериалов из Сети. YouTube сегодня популярен больше, чем многие крупные ТВ-вещатели, а ежедневная аудитория русскоязычной части этого видеосервиса насчитывает 410 тыс. зрителей.

Одним из ключевых двигателей Internet-телевидения на современном этапе является HDTV, к которому пользователи проявляют неподдельный интерес. Как грибы после дождя в Глобальной паутине вырастают все новые сервисы, ориентированные на безвозмездное воспроизведение HD-контента посредством бесплатных медиа-проигрывателей и системы поиска видео с высоким разрешением. Столь нехитрый способ позволяет просматривать программы HDTV как на мониторах компьютеров, так и на ЖК-телевизорах и плазменных панелях, подсоединенных к домашним ПК.

Учитывая складывающуюся тенденцию, к открытым трансляциям своих передач в Internet приступили многие крупные телекомпании. Пока они выкладывают в Сети контент стандартного или более низкого разрешения. Но — лиха беда начало.

«Наряду с кабельными, спутниковыми, наземными эфирными и IPTV-сетями публичный Internet становится еще одной (пятой) телевизионной вещательной средой с практически неисчерпаемыми контентными ресурсами и огромными возможностями организации интерактивных сервисов», — подчеркнул Гадиян. По его мнению, скорости доставки контента в действующих сетях широкополосного доступа уже позволяют транслировать телевидение высокой четкости. Таким образом, HDTV, цифровые ТВ-сервисы кабельных сетей и Internet, прежде развивавшиеся по параллельным траекториям, вскоре пересекутся и образуют единую медийную среду.

Отчасти эту точку зрения разделяет вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Владимир Маковеев. Он не верит в перспективы в нашей стране эфирного наземного цифрового вещания, а тем более в формате высокой четкости: «Сам Бог послал HDTV кабельным операторам для их дальнейшего развития, поскольку кабельные сети лучше других приспособлены к работе в режиме высокой четкости».

По мнению Маковеева, к тому моменту, когда в России состоится запланированный переход на цифровое вещание (это должно произойти в 2015 году), смотреть эфирные каналы будет практически некому — всех абонентов поделят между собой кабельные сети, а на долю эфирных вещателей придется не более 5% зрительской аудитории. При таком раскладе внедрение HDTV в традиционном эфире попросту теряет смысл.

Шансы кабельщиков полностью подмять под себя рынок ТВ-услуг возрастают в связи с тем, что требуемая пропускная способность каналов для трансляции HDTV — в три-четыре раза больше, чем для сигналов стандартного разрешения. Следовательно, распространению телевидения высокой четкости посредством радиотехнологий будут препятствовать ограниченная пропускная способность спутниковых сетей и, в еще большей мере, отсутствие свободных частот для наземного вещания. Напротив, в кабельных сетях практически отсутствуют частотные ограничения.

Но и кабельным телевизионным сетям свойственны недостатки, справедливо отмечает Гадиян. Сегодня в России лишь 4% систем КТВ перешли на цифровой формат, а остальные по-старинке работают в аналоговом режиме. Помимо них в стране уже широко развернуты современные инфраструктуры доступа на основе технологий xDSL и FTTx.

Распространение HDTV в широкополосных сетях сдерживается их низкой пропускной способностью, считает Виталий Шуб, заместитель генерального директора компании «Цифровое телерадиовещание». По его расчетам, для обеспечения устойчивого вещания в формате HD требуется полоса пропускания от 6 до 12 Мбит/с на абонента — в зависимости от типа контента (относительно статичный или динамичный). Проводных сетей ШПД, отвечающих таким параметрам, в России пока недостаточно, а в условиях экономического спада они будут развиваться довольно медленно.

Исходя из сказанного, Шуб прогнозирует, что в ближайшие 5–6 лет лучшие шансы для массового охвата российской аудитории вещанием высокой четкости имеют операторы спутниковых сетей. Последние помимо широчайшего территориального покрытия обладают надежными сервисными платформами, которые позволяют быстро, на всех сетевых уровнях (вплоть до абонентских приставок) перейти на более прогрессивный ТВ-формат.

Гадиян полагает, что массированное распространение HDTV в публичной среде Internet тоже имеет отличные шансы на успех. Действительно, современные сети ШПД еще не в полной мере готовы к телевещанию высокой четкости, но достаточно приспособлены к тому, чтобы пользователи могли загружать HD-контент на компьютер или специальную приставку и просматривать его в любое удобное для них время. Конечно, этот способ не совсем вписывается в традиционные представления о телевидении, но ведь они не высечены на каменных скрижалях.