В период кризиса наибольший интерес в телекоммуникационном секторе вызывают проекты, связанные с масштабными инфраструктурными инвестициями. Сообщения о них — большая редкость на фоне скучного потока новостей о программах оптимизации расходов. Поэтому компания ТТК, обнародовавшая первые итоги реализации своей стратегии развития на 2008–2015 годы, попала в самую точку: такие новости сейчас нужны как никогда.

Согласно распространенной информации, главными результатами стартового этапа реализации ее стратегии стало предоставление широкополосного доступа к Internet 3,5 тыс. юридических и 25 тыс. физических лиц, а также подключение более 6 тыс. предприятий к услугам МГМН-связи.

Группа ТТК приступила к выполнению программы выхода на розничный рынок в середине 2008 года. В то время, еще не омраченное экономической непогодой, руководство компании решило создавать сети доступа, ориентируясь на самые передовые технологии — FTTB (волокно до здания) и xPON (пассивные оптические сети). Это означало, что в большинстве регионов присутствия требовалось создавать инфраструктуру доступа «с чистого листа». Как правило, локальные участники рынка ШПД использовали медные окончания регионального оператора-монополиста либо строили районные сети на базе дешевого оборудования Ethernet. И в том, и в другом случаях они не рассматривались ТТК как кандидаты на поглощение. Лишь в отдельных ситуациях использовалась ведомственная «медь», позволяющая организовывать ШПД-каналы по технологии ADSL.

Вице-президент ТТК по маркетингу Федор Крупянский подчеркнул, что его компания по-прежнему отдает предпочтение собственным инвестиционным проектам организации «последней мили».

Год назад первый заместитель президента ТТК Андрей Семин-Вадов говорил, что на реализацию всей программы выхода компании на розничный рынок предполагается затратить 40 млрд руб. Из них половина выделялась на развертывание сетей доступа и организацию структуры розничных продаж, а оставшееся — на модернизацию магистральной сети. Безусловно, кризис не мог не повлиять на столь гигантский инвестиционный проект, но, по словам Крупянского, сама стратегия и ее этапность скорректированы не были. Просто темпы включения в проект новых городов немного снизились. Бюджет на развитие прошлого года не подвергся сокращению, а вот объемы инвестиций на 2009 год пришлось несколько пересмотреть, отказавшись от внешних заимствований.

Региональные дочерние предприятия ТТК начали активно проводить мероприятия по привлечению абонентов ШПД с ноября 2008 года. К концу прошлого года розничные услуги оказывались в 22 городах страны, а к 31 марта текущего года сети доступа ТТК действовали уже более чем в 40 городах, охватывая 5 тыс. многоквартирных домов. Первоначально к этому сроку планировалось присутствовать в 55 городах России, но заявленного технического охвата 450 тыс. домовладений, тем не менее, удалось достичь.

Среди городов, в которых образовались форпосты широкополосной инфраструктуры ТТК, следует отметить Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самару, Ростов-на-Дону, Челябинск, Новосибирск, Иркутск, Красноярск. Разумеется, пока речь идет об охвате одного-нескольких микрорайонов города. Первый квартал 2009 года ТТК закончил, имея в активе 25 тыс. частных абонентов ШПД. При этом величина среднего ежемесячного счета абонентов (ARPU) составляла 19 долл.

В планах ТТК на конец нынешнего года — удвоение технической зоны охвата: будет подключено 10 тыс. многоквартирных домов. Абонентами услуг ШПД и телефонии должны стать 75,5 тыс. физических лиц и 6,5 тыс. предприятий. Кроме того, активно растут продажи услуг МГ/МН-телефонии в корпоративном секторе. С начала года оператор отмечает увеличение спроса на услуги связи предприятий нефтегазового и банковского секторов, а также компаний из сферы SMB. Общий объем МГ/МН-трафика в сети ТТК достиг 110 млн мин в месяц.

От идеи работы с физическими лицами на рынке услуг МГ/МН-связи оператор тоже не отказывается. Более того, отметил Крупянский, такая услуга, фактически, может быть предоставлена любому потребителю на территории РФ уже сейчас. Препятствием для целенаправленного продвижения в этот рыночный сегмент является отсутствие повсеместной поддержки режима hot-choice операторами местной телефонной связи.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями