В эту категорию попали производители телекоммуникационных систем для операторов связи, однако никто из них не свернул свой бизнес: российский телекоммуникационный сектор - слишком лакомый кусок, чтобы расстаться с ним из-за временных трудностей. О том, с какими испытаниями столкнулась на местном рынке Nokia Siemens Networks и как ей удалось пережить трудные времена, рассказывает генеральный директор компании в России Джонатан Спарроу.

Джонатан, скажите, по Вашим ощущениям кризис в российском секторе телекоммуникаций уже закончился?

В принципе, да, хотя осторожные экономисты призывают подождать шесть месяцев после начала роста рынка, прежде чем делать окончательные выводы. Думаю, в России уже видны объективные причины для оптимизма, такие как рост ВВП в III квартале 2009 года и обновленные прогнозы Правительства о том, что рынок будет расти, а рубль — укрепляться. Да и мировая цена на нефть сейчас находится на хорошем для России уровне. Таким образом, можно говорить об окончании самого трудного периода, но иметь в виду, что окончательный ответ дадут лишь следующие полгода.

Пришлось ли вашей компании проводить какие-то серьезные реорганизации структуры и управления, чтобы смягчить удар мирового кризиса?

У нашей компании в определенном смысле была уникальная ситуация. Вы знаете, что мы сейчас завершаем процесс внутрикорпоративной интеграции после слияния телеком-подразделений Nokia и Siemens, и меры, предпринятые еще до интеграции, очень помогли нам выдержать испытание кризисом. Наша стратегия в первые полтора-два года после образования совместного предприятия заключалась в снижении операционных расходов и вообще в том, чтобы привести в порядок корпоративную финансовую систему.

Один из ударов кризиса, который явно ощутили на себе производители, — резкое снижение спроса на оборудование, вызванное сокращением капитальных расходов (CAPEX) почти всеми операторами связи. Но в этот период у нас, к счастью, проходила интеграция, и хотя выручка в конце 2008 года и первой половине 2009-го оказалось ниже предполагавшейся, сейчас мы получили хорошую платформу для последующего роста.

Какие уроки преподнес вам кризис, и какие выводы были из них сделаны?

Любой человек понимает, что проводить слияние бизнес-структур в период глобальной рецессии — не самая лучшая идея. Но сделка планировалась достаточно давно, и никто не мог предположить, что кризис разгорится именно в это время. Вместе с тем не могу сказать, что кризис преподнес нам какие-то уроки, о которых мы не знали раньше. Мы всегда обращали внимание на текущие показатели OPEX, анализировали рыночную ситуацию, а теперь еще узнали, что падение продаж не означает уменьшения нагрузки на сотрудников компании. Наоборот, мы стали работать больше, чем во времена бурного роста рынка.

В чем заключается ваша нынешняя стратегия в России, и как Вы оцениваете успехи ее реализации?

Наша стратегия достаточна проста и охватывает четыре-пять основных компонентов. Это увеличение доли поставок для одного ключевого оператора, сохранение доли продаж для другой компании, начало активной работы с третьей, увеличение объемов продаж какого-то нового продукта и т. п. В России по всем этим пунктам в минувшем году мы продемонстрировали успех, поэтому работу нашей компании на российском рынке я оцениваю на четыре балла. Если бы не кризис, наверное, можно было бы поставить пять.

А были ли, на Ваш взгляд, какие-то характерные проявления кризиса, отличавшие российский рынок от зарубежных?

Во всем мире самый заметный спад спроса на телекоммуникационное оборудование и самое большое сокращение CAPEX были отмечены именно в России, где наш фокусный рынок сжался на 35-40%. Если я правильно понимаю ситуацию, хуже она была лишь в Украине. Резкий спад рынка, конечно же, обескуражил многих производителей, но нам удалось убедить штаб-квартиру в том, что такой обвал — временное явление и уже в 2010 году начнется подъем. Поэтому каких-либо экстраординарных антикризисных мер предпринимать не пришлось.

Сейчас операторы, действительно, приступают к активному строительству сетей третьего поколения. То, что они планировали, но не сделали в прошлом году определенные затраты, привело к некоторому ухудшению качества сетей связи. Следовательно, в новом году они станут более активно инвестировать в модернизацию сетевой инфраструктуры.

Какие ключевые тренды минувшего года Вы бы могли отметить?

Начну с позитивной новости: наконец-то появились свободные частоты для развертывания сетей третьего поколения. И даже больше — ведется дискуссия об ускорении перехода к LTE. Все это символизирует новый этап развития телекоммуникационного рынка России.

Еще один момент: появилась некоторая ясность в вопросе создания четвертого федерального оператора мобильной связи, будущего конкурента сложившейся триады игроков. Как американец я считаю, что любая конкуренция - только на пользу потребителям. Обострение конкурентной борьбы приведет к еще большему снижению тарифов на мобильную связь, хотя в России они и так достаточно низкие. Впрочем, показатель EBITDA у операторов пока высокий, так что пространство для снижения расценок еще остается.

Характерной чертой прошедшего года стали и дискуссии на государственном уровне относительно импортозамещения телекоммуникационного оборудования. В целом, я считаю, такая политика оправданна, ведь государству нужно поддерживать развитие собственного производства, но в ее реализации есть определенные нюансы. Исторически Россия сильна научными исследованиями и разработками, и было бы хорошо для всех сторон, если бы политика импортозамещения привела к развитию деятельности в сфере НИОКР, а не «отверточной» сборки.

Сейчас доля НИОКР в себестоимости нашей продукции составляет порядка 70%, и только 30% приходятся на выпуск «железа». Если статус отечественного производителя будет определяться не по месту конечной сборки оборудования, а по доле труда российских специалистов в стоимости НИОКР, то это - более справедливый подход.

У вашей компании, наверное, уже имеются планы получения статуса «российского» производителя?

Мы подписали соглашение о намерениях с АФК «Система», согласно которому около сотни наших инженеров будут трудиться в технопарке, принадлежащем этому российскому холдингу. Кроме того, обсуждается вопрос об увеличении штата НИОКР-подразделения Nokia Siemens Networks в России. Думаю, это хорошие новости как для нашей компании, так и для российской экономики.

А какие надежды, связанные с развитием вашего бизнеса в России, вы возлагаете на наступивший год?

Мы продолжим развивать решения, призванные повышать качество операторских сетей. При этом мы стремимся к тому, чтобы сдерживать рост CAPEX и OPEX своих заказчиков, и в этой области есть достаточно перспективные наработки. Как и другие производители, мы возлагаем большие надежды на возвращение рынка к стабильному состоянию. Уверен, что запуск сетей 3G выведет рынок услуг связи на новый уровень качества, воспитает у потребителя новые привычки и предпочтения. Все услуги третьего поколения основаны на широкополосной передаче данных, а сегодня известно великое множество вариантов их реализации. Какие из них лучше всего приживутся в России, покажет время.