Напомним: в 2007 году выручка СЗТ выросла на 15%. Однако существенное сокращение темпов роста в 2008 году не связано с кризисом - оно прогнозировалось задолго до возникновения проблем в отечественной экономике. Хорошая динамика позапрошлого года была обусловлена введением в начале 2007 года новой системы тарификации и фактическим повышением тарифов за пользование стационарным телефоном. Следующий пересмотр тарифных планов ожидался ближе к концу 2008 года, и он уже не мог существенно повлиять на выручку.

Вместо изменения тарифов на первый план среди драйверов роста вышла продажа новых услуг - широкополосного доступа к Internet и передачи данных. Доходы от них увеличились на 44% и достигли 4,2 млрд руб. Быстрее, чем совокупная выручка, росли доходы от внутризоновой связи. Они увеличились на 10%, до 2,4 млрд руб.

Рост доли новых услуг, имеющих большую рентабельность, чем сервисы традиционной телефонии, позволил СЗТ говорить о повышении эффективности бизнеса. «По рентабельности EBITDA мы вплотную приблизились к 40%, что соответствует лучшим мировым практикам в области фиксированной связи», - сказала заместитель генерального директора и директор по экономике и финансам СЗТ Венера Хуснутдинова. Руководство компании уверено, что рост будет достигнут и в 2009 году. Доходы увеличатся, согласно имеющимся планам, на 6,6%. Драйверы останутся теми же: это пересмотр тарифов (он обеспечит 10-процентный рост выручки от традиционной телефонии) и развитие новых услуг. Плановый рост доходов от услуг доступа к Internet, который должен быть достигнут за счет расширения набора сервисов и увеличения абонентской базы, составляет 31%.

Кризис напрямую отразился на инвестиционной программе СЗТ, но вложения в прежних объемах компании уже не очень нужны. По самому перспективному направлению, высокоскоростного доступа к Internet, оператор достиг хороших показателей, заняв почти 40% регионального рынка - при достаточно высоком уровне его насыщения.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями