В августе прошлого года исполнительный вице-президент «ВымпелКома» Жан-Пьер Вандромм публично заявил о приостановке развития московской сети WiFi, доставшейся компании после покупки «Голден Телекома». Якобы, эта крупнейшая в мире сеть беспроводного доступа не приносит оператору реальных доходов, а сам проект деградировал до уровня имиджевого. Тогда «ВымпелКом» объявил о намерении целиком переключиться на развитие технологий 3G UMTS. Теперь же, когда ситуация с запуском сетей третьего поколения в столице России по-прежнему далека от благополучного разрешения, его руководство оценивает перспективы WiFi совсем иначе.

На апрельской конференции Wireless Broadband Russia & CIS 2009 старший советник генерального директора «ВымпелКома» Фред Ледбеттер убеждал присутствовавших в том, что технология WiFi необходима операторам беспроводного широкополосного доступа для увеличения влияния на рынке. По его словам, завершив этап интенсивного роста, сеть «Билайн WiFi» продолжает развитие и переходит на стадию улучшения качества покрытия и услуг.

Как заявил докладчик, в марте 2009 года абонентская база сети превысила 104 тыс. человек (большинство клиентов - в Москве), а количество точек доступа достигло 16 тыс. Абсолютное большинство абонентов (90%) используют услуги «Билайн WiFi» внутри помещений, а 10% - на улице. Сегмент Indoor (отели, рестораны и торговые центры) обслуживают всего 700 точек доступа, в то время как уличное покрытие поддерживают более 14 тыс. хот-спотов. Такое положение не устраивает оператора, и «Билайн» рассчитывает ликвидировать диспропорцию в потреблении услуг. Добиться этого позволят технологическое обеспечение стабильности соединения, повышение скорости сети доступа и привлекательные тарифы.

Амбициозным планам «ВымпелКома» может помешать другой крупный телекоммуникационный игрок – «Комстар-ОТС». В дополнение к совместному проекту с компанией Fon оператор запускает в Москве коммерческую сеть WiMax, нацеленную на тот же сегмент рынка.

Как сообщил Александр Горбунов, вице-президент по стратегическому развитию «Комстар-ОТС», к 31 марта в проекте «Комстар Fon» были задействованы 1319 хот-спотов WiFi. Арендуя точку доступа всего за 30 руб. в месяц, участники этого всемирного проекта могут бесплатно подключаться к таким же точкам во многих городах планеты. «Комстар Fon» имеет громадный потенциал, поскольку услуга ориентирована на растущую армию владельцев ноутбуков. В одной лишь Москве в частном пользовании насчитывается более 700 тыс. лэптопов, и 40% из них принадлежат абонентам кабельной широкополосной сети «Стрим» (контролируется «Комстаром»).

«В Москве сформировался потенциальный спрос на услуги мобильного доступа к Internet с ноутбуков, но нет адекватного предложения, - убежден Горбунов. - Возникший спрос может быть удовлетворен благодаря параллельному развитию сетей WiFi и WiMax, которые не конкурируют между собой, а являются комплиментарными». В подтверждение озвученной стратегии «Комстар» запустил 1 мая в Москве сеть мобильного стандарта WiMax. Ранее, с 1 января 2009 года, она работала в тестовом режиме. Сейчас строительство сети практически завешено, хотя оператор продолжит устанавливать новые базовые станции по мере необходимости (например, «закрашивать белые пятна» на карте покрытия там, где это действительно требуется). В итоге сеть будет покрывать 80-90% территории Москвы за счет работы, ориентировочно, 170 базовых станций.

Горбунов полагает, что бум на рынке мобильного беспроводного доступа возникнет в 2011 году. Для этого складываются все необходимые предпосылки - понимание сути услуг пользователями, достаточное количество терминалов (ноутбуков, смартфонов, нетбуков и др.) на руках у населения, стремление молодежи быть причастными к субкультуре on-line. Вероятно, к тому времени в Москве уже будут развернуты мобильные сети третьего поколения. Однако их затянувшийся старт уже обеспечил отличную фору другим игрокам рынка беспроводного ШПД, в том числе сети Yota, раньше других запустившей мобильные сервисы WiMax в коммерческую эксплуатацию, но не принимавшей участия в конференции Wireless Broadband.