Надо отдать должное участникам форума: ни панических настроений, ни пренебрежительного отношения к проблеме они не выказали.

На беду или во благо?

Большинство экспертов склоняются к тому, что кризис послужит во благо отрасли, став для операторов своего рода проверкой на прочность и катализатором развития. По мнению Ильи Пономарева, председателя подкомитета по технологическому развитию Комитета по информационной политике Госдумы РФ, в условиях кризиса телекоммуникации и ИТ-отрасль окажутся одними из самых благополучных сегментов экономики. Будет возрастать интерес к ИКТ как инструментам, способным реально снизить издержки бизнеса.

Аналогичной позиции придерживается Павел Минаев, генеральный директор недавно созданной компании «РусИнтерКом» — управляющей структуры всех мультимедийных активов «Норильск-Телекома». По его словам, «РусИнтерКом» намерен стать оператором всего сибирского макрорегиона. У Минаева свои надежды: он уверен, что из-за финансовых сложностей замедлится экспансия крупнейших отечественных операторов в регионы. На форуме прозвучало, что известный прогноз, согласно которому на каждом региональном рынке ШПД будут доминировать два-три провайдера, придется скорректировать. Возможно, их число увеличится до пяти-шести.

Положительные последствия кризиса предвидит и глава компании «Мультирегион» Сергей Дмитриев. Он считает, что новая экономическая ситуация отрезвит многих игроков рынка, и им придется пересмотреть свои амбициозные планы.

В околокризисную дискуссию внес некоторый диссонанс лишь Виталий Шуб, заместитель генерального директора «Системы Масс Медиа». По его мнению, в экономических потрясениях нет ничего хорошего для бизнеса и граждан. Ряд сегментов телекоммуникационного рынка могут просто исчезнуть. Конечно, те сегменты, в которых операторы уже вышли на кривую насыщения (такие как сотовая связь), окажутся менее восприимчивыми к последствиям кризиса. Но для индустрии широкополосного доступа и IPTV все может сложиться иначе.

Причина состоит в том, что рынок вступил в фазу бурного роста, в которой необходимо привлекать крупные инвестиции для создания базовой инфраструктуры. Значит, этот рынок максимально уязвим по отношению к финансовому спаду. Если последний затянется, в выигрыше окажутся те операторы, которые смогут развивать свои сети без привлечения заемных средств.

Кризис, по словам Шуба, заставит операторов заняться оптимизацией своей деятельности, бизнес-модели и технической политики, а также более взвешенно оценивать собственные возможности освоения новых регионов присутствия. Нельзя исключать и того, что последует обратная реакция рынка: благодаря кризису станут активно развиваться услуги связи, сегодня находящиеся в зачаточном состоянии. Так уже было в 1998–1999 годах, что привело к массовой «мобилизации» населения. В нынешней ситуации неожиданный толчок к развитию может получить платное цифровое телевидение. Например, Илья Пономарев убежден, что цифровое ТВ предопределит тенденции развития отечественных коммуникаций в ближайшей перспективе.

Дополнительную интригу порождает позиция высшего руководства страны, которое считает, что цифровое телевидение сможет кардинальным образом изменить правила игры в сфере масс-медиа. Об этом говорилось в недавнем послании Президента страны Федеральному собранию: государство будет стимулировать развитие цифрового телевидения, поскольку рассматривает его, наряду с Internet, как один из способов обеспечения свободы слова.

Долгая дорога к цифре

С заменой руководства и реорганизацией профильного ведомства устранились противоречия, связанные с различным видением развития цифрового телевидения бывшего Мининформсвязи и Российской телерадиовещательной сети (РТРС). Позиция РТРС заключается в модернизации всей инфраструктуры распределения программ с учетом требований цифрового вещания за счет госбюджета. А прежнее руководство Мининформсвязи настаивало на децентрализованной модели с привлечением средств коммерческих структур.

Любопытно, что вариант Мининформсвязи начал стихийно развиваться на уровне регионов. Не дожидаясь государственной отмашки, компании приступили к реализации первых коммерческих проектов цифрового вещания. Возможно, в условиях дефицита государственного финансирования позиция, которую отстаивало бывшее руководство министерства, окажется более выигрышной.

Не меньше споров вызывают способы распространения среди жителей страны STB-приставок, предназначенных для просмотра программ цифрового ТВ. Наметились два альтернативных подхода: раздать населению деньги для приобретения STB или профинансировать отечественных производителей, способных выпустить дешевые модели приставок, которые будут предоставляться бесплатно или по символической стоимости. Впрочем, озвученную цену 40–60 долл. вряд ли можно назвать символической.

Эти вопросы остаются нерешенными, хотя над ними работает департамент Минкомсвязи по цифровому телевидению. Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев недавно заверил, что до конца года все спорные моменты должны быть урегулированы. Однако у Ильи Пономарева есть большие сомнения, что ответы удастся получить в ближайшее время.