Наделенные «интеллектом» телефонные аппараты, входящие в эти решения, способны самостоятельно связываться друг с другом и осуществлять вызовы во внешние сети. Такие продукты получили название одноранговых (Peer-to-Peer, p2p) коммуникационных систем и стали новым словом в мире корпоративной телефонии.

Одноранговая модель построения распределенной сети подразумевает, что каждый ее узел может одновременно выступать в роли клиента (получателя информации) и сервера (ее поставщика). Эта модель очень распространена в Internet. Она является основой файлообменных сервисов и служб мгновенного обмена сообщениями (IM-пейджеров).

Прощупать почву

Пока неясно, станет ли продвижение одноранговых систем очередным стратегическим направлением деятельности телекоммуникационных производителей. Спустя полгода после презентации первых p2p-решений на выставке CeBIT’2006 Avaya и Siemens остаются в гордом одиночестве, хотя обычно передовые почины в области корпоративных сетей связи тут же копируются конкурентами. Ни Cisco Systems, Nortel и Alcatel, стремящиеся «закрыть» все сегменты корпоративного рынка, ни Zultys, который ориентируется на открытое ПО, не ответили на вызов выпуском аналогичных по архитектуре и функционалу продуктов.

Правда, разработки Avaya OneX Quick Edition и Siemens BizIP вряд ли можно отнести к полноценным корпоративным продуктам. Они обслуживают не более 20 абонентов одной локальной сети, а потому применимы исключительно в секторе SOHO и малого бизнеса. Менеджер по продуктам Siemens компании Verysell Distribution Петр Васильченко предположил, что они приглянутся, прежде всего, продвинутым домашним пользователям.

Выпуск первых одноранговых решений для бизнеса следует расценивать как желание «прощупать» рынок на предмет его готовности воспринять свежие идеи, связанные с организацией корпоративных систем связи. В случае провала этой затеи коммерческий риск окажется незначительным. Если же децентрализованные системы приживутся, появится шанс оторваться от преследователей. Avaya и Siemens не составит труда масштабировать такие решения для большего числа абонентов и добавить в них новые функции.

Иерархическая одноранговость

Благодаря феноменальному успеху Skype и активному распространению SIP-сетей концепция одноранговых коммуникаций воспринимается весьма позитивно. В сознании пользователя «одноранговость» ассоциируется с существенной экономией расходов на связь. А значит, производителям систем p2p-телефонии нужно доказать, что их продукты дешевле традиционных офисных АТС.

Представители обеих компаний признают, что цены новых продуктов окажутся где-то в диапазоне между стоимостью классической цифровой АТС и IP-УАТС (включая клиентские телефоны) — при одинаковой абонентской емкости решений. Однако благодаря возможности использовать дешевые услуги SIP-телефонии внешних провайдеров p2p-системы должны быть выгоднее цифровых офисных станций по совокупной стоимости владения.

Представители других компаний разбивают «выигрышную» концепцию p2p-телефонии в пух и прах. «Рынок p2p-коммуникаций занят бесплатными предложениями, и перспектива заработать на продаже клиентского оборудования очень сомнительна, — заверяет менеджер по развитию бизнеса Cisco Павел Теплов. — Сами производители бесплатных клиентов, как известно, зарабатывают на рекламе. А если нет центрального элемента сети (коммуникационного сервера), то что продавать, на чем зарабатывать?». Технический специалист «ZyXEL Россия» Георгий Башилов подходит к оценке рыночных перспектив p2p-систем по-философски: «Я не стал бы абсолютизировать преимущества однорангового подхода. Обычно и природа, и человек, и представители бизнеса, и тот же Skype используют иерархические принципы».

Башилов поясняет, почему причислил к иерархическим системам Skype, который всегда считался флагманом применения одноранговых технологий. При обмене данными во время установления соединений с Internet Skype-клиент использует сеть выделенных серверов, адреса которых записаны в дистрибутиве программы. Они нужны, чтобы обходить межсетевые экраны и симметричные системы преобразования сетевых адресов (NAT), которые блокируют трафик IP-телефонии, следующий из публичной сети. Перенаправляя на выделенные серверы с постоянными IP-адресами медиапотоки от клиентов, сервисы Skype легко преодолевают такие препятствия.

В области телекоммуникационных технологий и сервисов постоянно приходится убеждаться, что все понятия и определения имеют относительный характер, и одноранговость — не исключение. Все приложения IP-телефонии в корпоративных и операторских сетях можно считать одноранговыми, поскольку медиапотоки в них передаются напрямую между абонентскими устройствами, а выделенные серверы отвечают лишь за установку соединения. Будь то сервер IP-PBX производства Cisco или любой операторский Softswitch эти центральные элементы используются преимущественно как точки управления сигнализацией и регистрацией сервисов.

Тем не менее Теплов подчеркивает, что у Cisco нет продукта, явно соответствующего формату p2p. Функции мгновенной передачи сообщений (IM) поддерживаются лишь некоторыми решениями. Это «связка» Cisco Unified Callmanager 5.0 + Cisco Personal Communicator + Cisco Presence Server (позволяет клиентам обмениваться текстовыми сообщениями, а при необходимости использовать для этого IP-телефон), продукты для организации медиа-конференций семейства MeetingPlace и платформа для построения Call-центров IPCC.

Телефония без УАТС

В чем же состоит революционность Avaya OneX Quick Edition и Siemens BizIP, и что отличает их от предлагаемых ныне систем IP-телефонии? Руководитель отдела предпродажной подготовки Avaya Георгий Санадзе заверяет, что One-X Quick Edition — принципиально новое решение для сектора SOHO. Его основными элементами являются IP-телефоны со специальным ПО, которые при подключении к локальной сети автоматически настраиваются друг на друга (режим Plug-n-play). Каждый аппарат оснащен функциями голосовой почты (на 20 мин записи), конференц-связи и автосекретаря. Питание терминалов может осуществляться по Ethernet-кабелю (технология PoE).

Протокол Simple Mail Transfer Protocol (SMTP) используется встроенными приложениями голосовой почты для передачи информации о записанном звонке (такой как время, номер абонента, продолжительность и звуковой файл в формате .Wav) на SMTP-сервер, который переадресует ее на заданный адрес электронной почты. Фактически, пользователям системы начального уровня One-X QE предоставляется услуга универсальной почты, характерная для «тяжелых» корпоративных решений.

В продукт Avaya входят также шлюз G10, предназначенный для стыковки офисной системы с ТфОП, и управленческий инструментарий Multisite Provisioning Tool. Шлюз имеет четыре аналоговых порта FXO или POTS (для подключения к ТфОП) и один Bypass Port (для установки аналогового телефона или факса в офисе). Если нет необходимости в подключении к внешним телефонным сетям, шлюз не требуется. Стыковка One-X QE с внешними IM-сервисами не поддерживается. Приложение Multisite Provisioning Tool, работающее на сервере центрального офиса, позволяет удаленно управлять телефонами Quick Edition, которые могут размещаться в нескольких локальных сетях, а также модернизировать их ПО.

Распределенная архитектура системы исключает единую точку отказа: при выходе из строя одного из телефонов его функции автоматически подхватывают другие узлы. Основное отличие One-X Quick Edition от p2p-продуктов других производителей состоит в возможности интеграции с корпоративными серверами IP-телефонии по SIP-протоколу. В этом случае One-X QE будет работать как абонентский вынос УАТС.

Одноранговое решение One-X Quick Edition предназначено для малых офисов (до 20 человек). Компаниям с большим числом пользователей адресован IP Office, представляющий собой классическую IP-УАТС с расширенной функциональностью. Как подчеркивает Санадзе, ограничение на число абонентов связано с состоянием дел в области производства процессоров. В p2p-сети каждый телефон играет роль сервера. Если размер сети будет расти, станет увеличиваться и объем обрабатываемой и хранимой в таком устройстве информации. Разумеется, стоимость телефонов также возрастет, а рынок SMB очень чувствителен к ценам. «Со временем, когда процессоры подешевеют и станут еще мощнее, можно будет наращивать и число абонентов, поддерживаемых корпоративными системами p2p», — заключил он.

Альтернативное решение для малых офисов Siemens BizIP во многом схоже с описанным. ПО BizIP превращает обычные SIP-телефоны в интеллектуальных клиентов, которые при подключении к LAN автоматически конфигурируются и сохраняют в локальной сети текущие настройки. Временное отключение устройства не приводит к стиранию его внутреннего номера и маршрутных таблиц. Набор дополнительных возможностей BizIP — примерно тот же, что у телефонов One-X Quick Edition, за исключением универсального почтового клиента. Зато у терминалов Siemens имеется приложение компьютерно-телефонной интеграции (CTI), поддерживающее вызовы с ПК, просмотр журнала пропущенных звонков и т.д. По своей емкости (максимум 16 пользователей) BizIP — не самое маленькое решение в портфеле Siemens (например, цифровая станция HiPath 1220 обслуживает до 14 внутренних абонентов).

В этой системе поддержка внешних коммуникаций возложена на универсальный шлюз Access Device 20, оснащенный двумя портами ISDN S0 (четыре канала ТфОП) и WAN-портом для соединения с внешним провайдером услуг VoIP. Кроме того, AD 20 имеет два аналоговых порта для подключения телефона/факса, встроенный SIP-шлюз, DSL-маршрутизатор и межсетевой экран, адаптированный к трафику публичных услуг VoIP. Если шлюз на выходе из локальной сети отсутствует, телефонные аппараты BizIP могут по-прежнему общаться между собой.

По словам руководителя направления p2p Micro Business Products департамента «Телекоммуникации» (Siemens Communications) Франца Кнайсля, его компания имеет большие виды на технологию p2p. Одноранговый принцип построения корпоративных телефонных сетей станет привлекательным, когда концепция совместного доступа к файлам обретет законченную форму. «Если абонент вводит свое имя, оно оказывается доступным для всех телефонов благодаря общему распределенному справочнику, — продолжает Кнайсль.– Доступ к справочнику получают все подключенные к системе телефоны, а его обновления осуществляются автоматически. Мы намерены применить этот принцип и к таким приложениям, как передача информации о присутствии абонента и обмен сообщениями». Еще одним вектором развития p2p-коммуникаций может стать поддержка видеотелефонии внутри локальной сети и за ее пределами.

Итак, Siemens больше сфокусирована на предоставлении решения «все в одном» (телефония и широкополосный доступ). В состав BizIP входят интегрированный DSL-маршрутизатор, SIP-шлюз, сервер DHCP, межсетевой экран и оконечные устройства. В результате для создания полноценной сети нужен только коммутатор LAN. Продукт Avaya не обеспечивает подключение к Internet и операторским SIP-сетям: предполагается, что его должны поддерживать уже имеющиеся маршрутизаторы. Зато Avaya One-X QE имеет больший спектр бизнес-приложений и не исключает возможности управления из единого центра. Это решение «заточено» под филиал, тогда как BizIP идеально подходит независимому малому офису. В обеих системах нет программных клиентов: поставщики ориентируются на получение доходов от продаж аппаратных терминалов.

С ограниченным применением

Российские дистрибьюторы Avaya и Siemens лишь приступают к продвижению одноранговых систем офисной телефонии, поэтому не спешат делать выводы об их востребованности. OCS и Verysell Distributions сообщили, что Siemens BizIP пока не значится в их прайс-листах, так как производитель еще не определился с ценой и рекламной поддержкой этого продукта. Среди дистрибьюторов Avaya лишь CompTek признал, что OneX QE уже поставляется в канал. Санадзе прогнозирует, что в перспективе одноранговые решения будут обеспечивать примерно 10–15% оборота Avaya в секторе SMB.

Все производители телекоммуникационного оборудования солидарны в том, что использование внешних p2p-сервисов (типа Skype) в корпоративной среде сильно ограниченно. Дело в том, что корпоративные клиенты хотят получать гарантированную техническую поддержку, а в Skype за нее никто не отвечает, поскольку сами сервисы являются бесплатными. «Если «скайпобразные» услуги когда-либо станут платными, мы начнем с ними конкурировать, так как у нас есть схожие решения», — заявил Санадзе из Avaya.

«Skype создан не для бизнес-коммуникаций, а для персонального пользования, поскольку бизнес-решения предполагают чью-то ответственность, — отметил Теплов. — Что же касается сетевой безопасности клиентов, софта без ошибок не бывает, а тем более — бесплатного».

SIP или Skype?

Что же думают сами поставщики одноранговых услуг об их применимости в бизнес-среде? Мы обратились в компанию Rambler, предоставляющую в России сервис ICQ, и в Mail.Ru. Представители Rambler попросту не отозвались, а директор по маркетингу Mail.Ru Анна Артамонова сообщила, что IM-сервис Mail Agent спроектирован исключительно для индивидуального пользователя, и у фирмы нет планов его адаптации к корпоративному применению. Заодно Артамонова открестилась от платной услуги Mail Agent, позволяющей звонить из Internet на ТфОП и мобильные телефоны. По ее словам, на портале Mail.Ru ее оказывает компания «Арктел», которая до выхода поправок к закону о связи входила в десятку ведущих провайдеров карточной IP-телефонии.

Заявивший о себе во всеуслышание год назад проект SIPNET компании Tario также изначально задумывался как SIP-сеть для персонального p2p-общения, но сегодня свыше 5% эккаунтов SIPNET зарегистрированы как корпоративные. На них приходятся более 50% доходов фирмы. Как отмечает ее представитель Сергей Беловолов, пока в сети Tario превалирует передача голоса. Однако со временем пользователи оценят достоинства Internet-пейджинга и передачи файлов, установят на свои ПК Web-камеры и расширят горизонты частного и бизнес-общения.

Tario пока не предлагает «коробочного» решения для корпоративного сектора, но среди возможностей подключения к SIPNET предусмотрена и установка на ПК программной IP-УАТС AlterCallSwitch. Решение позволяет организовать связь между IP-сетями и ТфОП (с поддержкой R2, R1,5 ISDN PRI/BRI и E&M). Продукт явно ориентирован на офисное применение и имеет «зачаточный интеллект» в области маршрутизации вызовов. Выход из офиса в сеть SIPNET осуществляется через префикс, а входящие звонки из ТфОП и SIPNET могут достигать абонента путем донабора внутреннего номера. В архивированном виде дистрибутив AlterCallSwitch «весит» 7 Мбайт.

Протокол SIP, в отличие от Skype, имеет в своей архитектуре блоки защиты корпоративных сетей. «По мере развития SIP-телефонии будут разрабатываться новые способы обеспечения безопасности корпоративных сетей от внешних и внутренних угроз», — уверен Беловолов.

Эксперт ZyXEL Георгий Башилов считает, что такие преимущества Skype, как легкость настройки клиентов и умение обходить межсетевые экраны NAT, вскоре будут нивелированы развитием SIP-технологий. «С появлением ОС Windows Vista и сертифицированных домашних маршрутизаторов, поддерживающих Full Cone NAT, подключение клиентских SIP-устройств значительно упростится и станет стандартной процедурой, — считает он. — Только вот стандартизация открытых протоколов осуществляется медленнее, чем создание proprietary-технологий. А качество услуг голосовой связи в коммерческих SIP-сетях на голову выше, чем в Skype».

Две российские проблемы

В России у Skype и других провайдеров публичных услуг Internet-телефонии остаются нерешенными две проблемы. Первая, чисто техническая, состоит в разобщенности p2p-сетей и отсутствии единых стандартов нумерации абонентов. Правда, сообщил Беловолов, этот вопрос уже решается. При участии АДЭ активно обсуждается целесообразность внедрения концепции ENUM в России и возможность создания национального регистратора российской зоны ENUM.

Широкополосный роутер от Linksys, рекомендованный для подключения к SIPNET

Вторая проблема — политика Мининформсвязи, которое расценивает как незаконные телефонные вызовы из ТфОП в IP-сети, и наоборот. Его представители заявляют, что звонки, инициированные в IP-сети, должны в ней же и терминироваться (без прохождения через телефонные сети). В этом смысле все услуги межсетевых вызовов типа Skype In и Skype Out в России нелегальны. Однако правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия гласят, что операторы местной и зоновой телефонной связи должны оказывать услуги присоединения и пропуска трафика операторам СПД. Каким же тогда должен быть механизм разделения трафика данных на легальный (который можно пропускать в ТфОП) и нелегальный?

Беловолов надеется, что отраслевой регулятор осознает абсурдность запрещения тех или иных Internet-услуг. «Как можно регулировать передачу пакетов информации в Internet? — удивляется он. — Понятно, что эта технология не имеет ничего общего с телефонными сетями». Он рассчитывает на то, что со временем отечественное связное законодательство начнет следовать сложившейся практике, а не наоборот. Видимо, к этим пожеланиям присоединятся все российские провайдеры IP-сетей.


Peer-to-peer для рынка SOHO

Многие зарубежные производители техники для дома и малого бизнеса выпускают Skype-совместимые устройства. Недавно их начали поставлять в Россию AlIied Telesys (под маркой Corega), D-Link, USRobotics, Trendnet, LinkSys и т.д. Большинство таких продуктов позиционируются как решения для домашнего пользования, но границы между цифровым домом и малым офисом очень размыты. При этом производителей не волнует отсутствие у некоторых их устройств сертификатов соответствия Мининформсвязи, а при нынешней политике регулятора получить разрешения на мосты, связывающие Skype и прочие IP-сети с ТфОП, будет весьма проблематично.

Стандартный набор азиатских производителей — простейшие USB-телефоны, преднастроенные для работы в Skype, беспроводные Wi-Fi-телефоны с поддержкой протокола Skype и USB-адаптеры, которые служат для одновременного подключения к Skype и местной телефонной сети. Естественно, USB-телефоны стоимостью 20–25 долл. нельзя причислить даже к начальной категории бизнес-решений. А вот USB-адаптеры и беспроводные телефоны реализуют конкретные задачи деловых пользователей (по российской классификации — ПБЮЛ). И самая важная из них — минимизация стоимости звонков, особенно при нахождении пользователя в роуминге. Находясь за границей, абонент может позвонить со Skype-клиента на домашний компьютер, к которому подключен USB-адаптер, и тот переведет вызов в обычную телефонную линию для внутригородского соединения. Он также может настроить переадресацию входящих на его мобильный телефон звонков на Skype-адаптер с дальнейшей их пересылкой по IP-сети.

D-Link не ограничился поддержкой Skype. Менеджер по маркетингу продуктов компании Сергей Васюк сообщил, что устройства D-Link способны подключаться не только к этому популярному p2p-сервису, но и к другим «фирменным» сетям Internet-телефонии (например, Tencent QQ). Вдобавок они протестированы на совместимость с сетями SIP-телефонии TelTel, BroadVoice, SIPPhone и Vonage. А поскольку SIP-услуги начинают оказывать и отечественные провайдеры, не исключено, что в данный перечень скоро попадут SIPNET и «Телфин». Васюк утверждает, что спрос на Skype-совместимое оборудование постоянно растет. С конца зимы, когда стартовали продажи, доля этих устройств в поставках IP-телефонов D-Link выросла до 16%.

В ZyXEL делают ставку на продвижение SIP-совместимого клиентского оборудования. Кроме того, в портфеле этой компании имеются беспроводные SIP-телефоны P-2000W/2000W v.2, позволяющие устанавливать соединения между абонентами без базовой инфраструктуры — через Internet или в режиме ad-hoc беспроводной сети. Одноранговый режим используют и выпускаемые этой фирмой Wi-Fi-адаптеры и точки доступа, поддерживающие организацию распределенных беспроводных сетей (WDS).

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями