Улучшить ситуацию пытались и пытаются разными способами. Вспоминается и борьба профсоюзов за восьмичасовой рабочий день, и обеды за счет компании, и создание комнат релаксации, и многое другое. Среди последних шагов в этом направлении — предоставление сотрудникам возможности работать там, где им удобнее, — в дороге, Internet-кафе, дома и т.п. Один из основных путей обеспечения мобильности связан с миграцией пользователей из фиксированных сетей в мобильные, а также с интеграцией средств фиксированной и мобильной связи. В зарубежной печати эти процессы чаще всего обозначаются терминами FMS (Fixed Mobile Substitution) и FMC (Fixed Mobile Convergence).

За понятием FMC скрыто огромное число разнообразных технических решений. Для выбора самых подходящих из них компании необходимо определить, какой уровень мобильности требуется ее сотрудникам. Иными словами — классифицировать сотрудников по категориям (профилям) мобильности. Мы предлагаем четыре основных профиля.

Профили мобильности

1. Перемещения внутри офиса, или «отошел от стола»

Здесь мы имеем дело с самым простым вариантом мобильности, подразумевающим постоянное присутствие сотрудника в офисе. Однако он вынужден активно перемещаться между кабинетами и рабочими местами, что не должно приводить к снижению эффективности и удобства его труда.

В данном случае переносить на мобильную платформу рабочее место не потребуется. Если за 20–30 с можно вернуться к полноценному ПК, нет смысла организовывать работу при помощи «наладонника» с его микроскопическим (по сравнению с монитором 17 или 19”) экраном и неудобной клавиатурой. Мобильность нужна только для оперативного решения простых вопросов, для чего достаточно обычной голосовой связи.

Если сотрудник перемещается в пределах комнаты, то эффективным средством мобильной голосовой связи послужит беспроводная гарнитура или трубка, взаимодействующая со стационарным офисным телефоном по технологии Bluetooth. Если же требуется мобильность в рамках всего офиса, в дело вступают телефонные системы Wi-Fi или DECT. Безусловными преимуществами решений, обеспечивающих голосовую связь через беспроводные ЛВС (VoWi-Fi), являются легкость и прозрачность интеграции в инфраструктуру локальной сети. Базовые станции подключаются к портам Ethernet, через них же дистанционно подается электропитание. Однако системы Wi-Fi характеризуются низкой нагрузочной способностью: одна сота обеспечивает не больше 20–30 телефонных разговоров. Попытка возложить на неплохую технологию беспроводной передачи данных (Wi-Fi) еще и поддержку голоса вызывает ряд серьезных проблем, особенно при работе в условиях высокой нагрузки.

Проверенные временем радиосистемы DECT обеспечивают примерно в четыре раза более высокую плотность абонентов (до 120 вызовов на соту), но прежде требовали построения отдельной кабельной системы и наличия специализированных контроллеров. Однако в новых системах, основанных на IP (например, IP DECT компании Avaya), совмещены преимущества платформ беспроводной IP-телефонии и DECT. Базовые станции подключаются и получают питание по уже действующим каналам Ethernet (как в системах VoWi-Fi), и только в радиосегменте используется технология DECT. Именно такие решения, на наш взгляд, наиболее перспективны в качестве офисных систем беспроводной телефонной связи.

2. Перемещения в рамках корпорации, или «уехал в соседний офис»

Во многих крупных компаниях сотрудники часто «мигрируют» между офисами и филиалами. В «гостевом» офисе, как правило, их ждут подготовленное рабочее месте с подключенными к корпоративной сети компьютером и телефоном, доступ к принтеру и другим офисным средствам. Доменные структуры Windows позволяют после ввода своего логина с другого компьютера получить на него привычные настройки и рабочую среду.

С телефонией тоже все обстоит довольно просто. Современные коммуникационные системы дают возможность зарегистрироваться с любого телефона и работать с ним точно так же, как с установленным на личном столе. Скажем, в системе Avaya Communication Manager за это «отвечает» функция Enterprise Mobility. Она позволяет в рамках сети коммуникационных серверов Avaya Communication Manager быстро и просто (нажатием нескольких клавиш) переносить настройки, сделанные для одного телефона, на другой.

3. Мобильность на выезде, или «в другом городе»

Командировочному вряд ли кто-то подготовит рабочий стол с компьютером и телефоном, поэтому ноутбук и мобильный телефон он должен возить с собой. Да и внешних сервисов в его распоряжении минимум — Internet и сотовая связь.

Сегодня хорошо отработаны технологии, которые позволяют через VPN-клиент, устанавливаемый на ноутбуке, получать безопасный доступ к ресурсам корпоративной сети. Желательно организовать удаленную работу с приложениями, запускаемыми на центральном сервере, так как в данном случае требования к вычислительной мощности портативного ПК снижаются, и сотрудники могут использовать более компактные и легкие устройства. В перспективе видится логичным переход от ноутбуков к планшетным ПК и «наладонникам» с удобными компактными внешними клавиатурами. Еще один вариант — использование переносимых приложений, записанных на модули флеш-памяти. С них эти приложения и запускаются, по окончании работы не оставляя следа на компьютере. Сотрудник может брать с собой «флешку» вместо ноутбука, конечно, если в другом городе в его распоряжении будет компьютер.

Основные средства поддержки телефонной связи командировочных — мобильные и/или программные телефоны (softphone). Их можно использовать как по отдельности, так и «в связке». Например, программный телефон Avaya обеспечивает такую «связку» в режиме Dual-Connect, в котором пользователю предоставляется интерфейс управления соединением (набор номера, отображение данных о вызове и функциональных клавиш телефона). Передача голоса осуществляется по сетям традиционной телефонии на любой зарегистрированный в приложении телефонный номер (сотовый или фиксированный). Функция Dual-Connect позволяет реплицировать возможности офисного телефона на используемый аппарат даже в том случае, когда пропускной способности Internet-канала недостаточно для нормальной работы программного IP-телефона. При ее активации этот канал нужен лишь для пересылки небольших объемов служебной информации.

При входящем звонке softphone отображает все необходимые данные на экране ноутбука, а сам звонок перенаправляется станцией на указанный при регистрации номер. В случае исходящего звонка номер абонента набирается с ноутбука, а УАТС одновременно набирает два номера (вызываемый и зарегистрированный в приложении), которые потом соединяются между собой. В любом случае весь интеллект офисного телефона сосредоточен в клиентском приложении на ноутбуке, а телефонный аппарат служит своеобразной гарнитурой к программному телефону, не более.

4. Связь на бегу, или «звоните на мобильный»

Такая категория мобильности свойственна людям, которые не могут себя позволить, перемещаясь из пункта А в пункт Б, оставаться в стороне от дел. Помимо мобильного телефона им нужно еще какое-то устройство, способное заменить ноутбук. В этом качестве могут применяться разнообразные субноутбуки, коммуникаторы и другие технические средства, часто называемые «гаджетами» (gadget). В ближайшее время нас ждет активное развитие персональных сетей, объединяющих «наладонник», мобильный телефон и несколько других портативных электронных устройств. Персональные сети позволят, в частности, выходить с КПК в Internet через лежащий в кармане мобильный телефон.

Важным шагом к повышению уровня мобильности сотрудников стало появление технических решений, позволяющих использовать мобильный телефон как полноценный офисный аппарат со всеми свойственными ему функциями — внутренним планом нумерации, поддержкой перевода, переадресации и удержания вызова, организации конференц-связи и т.п. Выполнение таких операций на обычном мобильном терминале не всегда возможно (не все операторы поддерживают эти функции) и редко удобно.

Для переноса функционала офисного аппарата на мобильный терминал Avaya выпустила решение one-X Mobile. При установке соответствующей клиентской программы на смартфоне (поддерживаются аппараты с ОС Symbian и Windows Mobile) на его экранном интерфейсе появляется большая часть кнопок, фигурирующих на офисных телефонах Avaya. Серверная часть решения обеспечивает одновременное направление входящих вызовов на мобильный и офисный (стационарный) телефоны. Если вызываемый абонент принимает вызов на мобильный аппарат, то звонящий даже не догадывается, что тот находится за пределами офиса.

Зачем нужна мобильность?

Специалистов часто спрашивают, дают ли решения, подобные Avaya one-X Mobile, экономию расходов на связь. Однозначно ответить на этот вопрос сложно. С одной стороны, чем интенсивнее используется мобильная связь, тем выше на нее затраты. С другой, при использовании one-X Mobile иногородние звонки с мобильного телефона обходятся значительно дешевле. В таком случае сеть сотового оператора задействуется только для локального звонка на учрежденческую телефонную станцию, а затем вызов перенаправляется по более дешевой (возможно, корпоративной) проводной сети. Зато однозначно можно утверждать, что решения для интеграции мобильной и офисной телефонии повышают удобство работы и степень доступности людей. В конечном счете, увеличивается эффективность труда персонала и конкурентоспособность предприятия.

Любое решение FMC стоит внедрять не ради экономии, а ради удобства, повышения эффективности бизнеса и возможности больше заработать. С нашей точки зрения, технических сложностей остается все меньше, и обеспечивать мобильность среды делового общения достаточно просто. Но не все процессы однозначно «реплицируются» в плоскость мобильных коммуникаций. Препятствия возникают, когда бизнес-процессы ориентированы на личные контакты сотрудников. При удаленной (мобильной) работе нельзя зайти к коллегам и что-то спросить (надо звонить или писать электронные письма), провести «мозговой штурм» за чашкой кофе (понадобится собрать аудиоконференцию), вызвать подчиненного «на ковер» (усложняется процесс контроля над исполнением заданий).

Однако преимущества удаленной и мобильной работы видны невооруженным глазом: вы не теряете время на дорогу, можете находиться в максимально удобной обстановке и действовать в привычном ритме (как известно, есть прирожденные «совы» и «жаворонки»). При учете того, что число задач, требующих личного присутствия в офисе, постоянно уменьшается, становится понятно: бизнес-процессы и поддерживающие их технические решения будут мигрировать к обеспечению все большей мобильности персонала.

Андрей Богачев (A.Bogachew@comptek.ru) — менеджер по продуктам Avaya Telephony компании CompTek

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями