Мы протестировали UC-систему Avaya в конфигурации на 2500 пользователей, которая содержала все варианты абонентских терминалов семейства one-X — стационарные телефонные аппараты, клиентские программные телефоны, клиентские смартфоны и Web-интерфейс к коммуникационному порталу. Клиенты были подключены к продублированным коммуникационным IP-серверам S8730 под управлением усиленной версии ОС Red Hat Enterprise Linux 4.0 и приложения Communication Manager 5.1.

В среде тестирования для выполнения стандартных процедур инициации и маршрутизации SIP-вызовов на стороне «головного офиса» был развернут SIP-сервер SES производства Avaya, работавший в тандеме с серверами S8730. Одновременно серверы были подключены к медиа-шлюзу G650, выполнявшему преобразование трафика разных протоколов (G.248, H.323 и SIP), SIP-транкинг и другие функции. Утверждается, что такая конфигурация способна поддерживать до 36 тыс. пользователей, в том числе 16 тыс. оконечных IP-терминалов.

В «офисе филиала» находился медиа-шлюз Avaya G450 со встроенными коммуникационными blade-серверами S8300, на котором также выполнялось ПО Communication Manager 5.1. Эта конфигурация способна поддерживать до 450 пользователей. В среде тестирования работала дюжина терминалов и учитывались все поддерживаемые функции, в том числе контроль над присутствием, преобразование речи в текст, интеграция с корпоративными коммуникационными системами и приложениями электронной почты, такими как MS Exchange и IBM Lotus Sametime.

Ядро системы — S8730

В тестовой сети серверы S8730 отвечали за маршрутизацию вызовов и обеспечивали базовые функции УАТС. В новой версии приложения Communication Manager, поддерживающей функциональность IP-УАТС, мы заметили ряд усовершенствований по сравнению с релизом 4.0. В первую очередь, они относятся к надежности, средствам интеграции с контакт-центрами на базе SIP и к поддержке дополнительных аппаратных конфигураций.

После физического нарушения связи удаленного офиса с центральными серверами S8730 соединение восстанавливалось через 3,5 мин. В это время все уже инициированные вызовы сохраняли свой статус, но сделать новые вызовы было нельзя. Функции присутствия или средства каталогов оставались недоступными до восстановления разорванного соединения либо возвращения системы в работоспособное состояние.

В соответствии с рекомендациями производителя конфигурация UC-решения была настроена на трехминутное ожидание перед передачей управления устройствам S8300. Такая задержка оптимальна для территориально-распределенного механизма обхода сбоев, поскольку позволяет избежать слишком частой передачи функций между серверами или неполного восстановления. Конкретное значение задержки может быть настроено администратором, но в любом случае должно оставлять распределенной сети возможность восстановить соединение самостоятельно. Если обнулить значение задержки, то, теоретически, система станет работоспособной уже через 30 с.

Проверяя уровень защищенности отдельных компонентов, мы намеренно стремились нарушать сеансы связи. С этой целью мы искали уязвимости, а затем предпринимали комплексные сетевые атаки, DoS-атаки и действия, направленные на искажение служебных данных протокола SIP. Нашим верным орудием в тестах был продукт Mu-4000 Security Analyzer фирмы Mu Dynamics, позволивший сгенерировать более 2,5 млн аномальных пакетов и искажений трафика, которые имитировали разные виды сетевых атак с применением протоколов UDP, ARP, DHCP, IPv4 и SIP. Отметим: UC-система Avaya успешно противостояла всем атакам.

Используя бреши в системе сигнализации протокола SIP, мы пытались сымитировать IP-телефон Avaya, но вход в систему был заблокирован. Потерпела фиаско и попытка взлома при помощи классической схемы man in the middle. Все попытки перегрузить серверы S8730 или SES массовыми запросами на установление соединения также оказались неудачными.

При имитации распределенной DoS-атаки ни один из компонентов не прекратил работы и не потребовал перезагрузки. Максимум, чего нам удалось достичь, — воспрепятствовать вызовам с программных телефонов, с аппаратов Avaya 9640 или других терминалов. Компоненты самой UC-системы продолжали работать, как ни в чем не бывало. Сервер S8730 соответствовал базовым показателям производительности современных IP-УАТС; он обработал 6 тыс. звонков в течение часа и одновременно обслужил 1 тыс. пользователей, причем ни один вызов не был пропущен.

Компания использует свое решение в области VoIP для позиционирования многих UC-интерфейсов в качестве компонентов линейки one-X. Протестировав разные продукты этого семейства, в целом мы остались довольны интерфейсами one-X. Они предоставляют необходимые средства доступа к разным коммуникационным режимам, включая телефонию, мгновенный обмен сообщениями (IM), голосовую и электронную почту.

Терминалы one-X

IP-телефоны семейства one-X вобрали в себя последние достижения технологии VoIP, такие как функция присутствия, средства интеграции с MS Outlook, внутренние номера для перевода вызовов в сеть мобильной связи и открытый кодек G.722 для обработки широкополосного аудио. Старшие модели телефонов, 9640 и 9650, продемонстрировали высочайшее качество воспроизведения звука.

Все аппараты семейства 9600 поддерживают стандарт H.323. Поддержка SIP реализована в моделях 9620, 9630/30G и 9640/40G. В специальном продукте SIP R2.0, предлагаемом для телефонов 9600, реализованы дополнительные технологии информационной защиты Secure Real-Time Transport и Transport Layer Security.

Модель 9640 снабжена VGA-дисплеем. При помощи настраиваемого программного ключа нам удалось получить с этого устройства доступ к IM-приложению Avaya. Для набора сообщений можно задействовать алфавитно-цифровую клавиатуру самого аппарата, а USB-порт позволяет подключить внешнюю полноразмерную клавиатуру. Для доступа с телефона к ящику электронной почты достаточно запустить приложение one-X Speech, которое зачитает тексты сообщений. При использовании модели 9640 совместно с ПО Communication Manager 5.1 поддерживаются до трех 24-кнопочных модулей расширения Subnet Bandwidth Manager, что позволяет установить данный аппарат на стол офисного секретаря.

Программный телефон one-X Communicator

Это приложение вобрало в себя все функции клиента one-X Desktop. Для мгновенного обмена сообщениями Avaya предлагает как собственное IM-приложение, так и API-интерфейсы к популярным IM-программам MS Office Communicator, IBM Lotus Sametime и Jabber. Имеются интерфейсы для доступа к почтовым системам MS Outlook и IBM Lotus Notes.

Компания выпускает версии one-X Communicator для работы по протоколам SIP и H.323 — в остальных отношениях они идентичны. В результате пользователь получает возможность переключаться с программного телефона на аппаратный и наоборот. one-X Communicator можно инсталлировать как автономное клиентское приложение либо интегрировать в коммуникационные программы вроде MS Office Communicator и Citrix Presentation Server. Это ПО получает сведения о доступности вызываемого абонента от приложения Intelligent Presence Server, которое запускается на сервере IBM X306 и является еще одним компонентом UC-решения Avaya.

В процессе тестирования пользователям разрешалось инициировать, принимать и обрабатывать голосовые вызовы, обмениваться мгновенными сообщениями и отслеживать присутствие друг друга при помощи графического интерфейса. Средствами API приложение one-X Communicator обеспечивает интегрированный доступ к используемому почтовому клиенту. Другие продукты фирмы позволяют наделить функциями объединенных коммуникаций ящик электронной почты, например наладить преобразование голоса в текстовое сообщение и визуализацию голосовой почты.

Коммуникационный портал

Web-приложение Avaya one-X Protal устанавливается на отдельном сервере Application Enabler Sever (AES) и отвечает за доступ к функциям телефонии, конференц-связи и обмена сообщениями с любого устройства, имеющего выход в Internet и оснащенного браузером. Установка каких-либо дополнительных программ на компьютере пользователя не требуется.

Мы протестировали возможности доступа к порталу с ноутбука, на котором были установлены Windows XP и Internet Explorer 7.0, а также с ноутбука Apple c браузером Safari. Процедура регистрации оказалась на удивление простой: после ввода имени пользователя и пароля система проверила наши полномочия по Active Directory. Доступ к коммуникационным программам, в том числе IM и электронной почте, осуществляется непосредственно из браузера. Работа портального приложения не вызвала нареканий, все звонки регистрировались в системном журнале, а инициация звонка, сеанса конференц-связи или передачи данных выполнялась одним щелчком мыши.

Avaya one-X Mobile

Приложение распространяет возможности объединенных коммуникаций на мобильные телефоны, обеспечивая доступ к функциям офисной УАТС. Правда, доступ к электронной почте, определение присутствия и обмен сообщениями в этом случае не поддерживаются. Другими словами, one-X Mobile превращает простой мобильный телефон в смартфон, но не более того. Производитель утверждает, что данное ПО можно использовать более чем на 200 моделях сотовых телефонов: за названием one-X Mobile скрывается семейство приложений для платформ Symbian, Windows Mobile, Blackberry, Palm, Java и iPhone.

Тестирование с Blackberry Curve и Blackberry 8770 показало, что one-X Mobile предлагает мобильным пользователям практически тот же набор коммуникационных возможностей, которыми они располагают в офисе. Например, в случае приема звонков через единый коммуникационный сервер вызывающая сторона может не знать ваш мобильный номер. Мобильное расширение настольной среды, которое обеспечивает one-X Mobile, позволяет решать, принять ли поступивший вызов, переадресовать ли в систему голосовой почты или перенаправить на автоответчик. Пользователь может блокировать вызовы, автоматически переадресовывать их в ящик голосовой почты или на другой телефонный номер. one-X Mobile способен маршрутизировать поступающие вызовы не в ящик голосовой почты оператора связи, а в систему голосовой почты в составе Avaya Communication Manager 5.1, которая имеет более широкий спектр функций, включая преобразование голоса в текст.

Голосовой доступ

Прежде известное как Unified Communication Center приложение one-X Speech версии 4.0 позволяет удаленным и офисным пользователям с любого телефона и из любого места получать доступ к функциям и данным UC-системы при помощи голосовых команд. Ответный телефонный вызов инициируется при помощи функции «отправитель вызова» системы голосовой почты. Требуется лишь, чтобы в организации было установлено средство автоматического определения номера или получатель значился в корпоративном LDAP-каталоге либо списке контактов. Мы проверили способность one-X Speech 4.0 воспринимать испанский и даже английский язык с испанским акцентом и остались вполне довольны результатом. Но стоило перейти на русский, как система стала делать ошибки.

Интегрированное управление

Для управления компонентами UC-решения Avaya служит набор приложений, интегрированных в портал Avaya Integrated Management System, доступ к которому осуществляется через обычный браузер.

VoIP System View формирует иерархическое и логическое представления сети VoIP, которые охватывают все компоненты системы — от голосового сервера до отдельных IP-телефонов. Можно оперативно и без особых усилий получать сведения о местонахождении пользователей, идентифицировать пути передачи трафика VoIP по конвергентной сети и структуру ее физических соединений.

Приложение Avaya Site Administration объединяет программных помощников, заметно упрощающих выполнение таких функций администрирования, как перемещение и добавление компонентов, изменение конфигурации, поиск дополнительных номеров и мониторинг. Avaya Voice Announcement Manager формирует защищенное хранилище голосовых сообщений в формате WAV-файлов, которые могут копироваться, сохраняться или помещаться на резервный носитель. Avaya Software Update Manager облегчает администрирование и обновление ПО, в том числе программной «начинки» UC-компонентов.

Помимо упомянутых продуктов в состав портала Avaya Integrated Management System входят Avaya Configuration Manager, Avaya VoIP Monitoring Manager, Avaya Fault and Performance Manager, Avaya MultiSite Administration и Integrated Management Database.

Подводя итоги

Опыт Avaya в сфере традиционных систем голосовых коммуникаций и учрежденческих АТС, помноженный на возможности современных технологий IM, преобразования текста в речь, визуализации голосовой почты и распознавания речи, привел к появлению в портфеле компании простого в использовании, но весьма эффективного UC-решения. Оно содержит множество компонентов, и такое богатство кому-то может показаться чрезмерным. Однако заказчики, решившиеся на развертывание полномасштабной UC-системы или только компонентов IP-УАТС, наверняка оценят многообразие продуктов, легко взаимодействующих друг с другом. Это позволит им выбрать лишь те составляющие комплексного решения, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям их организаций и позволяют решать имеющиеся проблемы.


Схема. Конфигурация тестовой среды

Таблица. Общие характеристики продукта