Лед тронулся, и теперь все чаще можно услышать истории успешной реализации аутсорсинговых проектов в телекоммуникационной сфере.

Руководитель направления Managed Services компании Nokia Siemens Networks Максим Семенихин утверждает, что российские операторы проявляют активный интерес к данному вопросу. Корни тенденции следует искать как в экономической, так и в технологической плоскостях.

Экономические факторы очевидны: средний доход с абонента (APRU) продолжает падать, тогда как конкурентная борьба ожесточается. «Сейчас показатели ARPU в России — одни из самых низких в мире,  — отмечает Семенихин. — Усиленный отток абонентов заставляет операторов делать дополнительные инвестиции в маркетинг и удержание клиентов, а наиболее эффективным способом является внедрение разнообразных сервисов, генерирующих добавленную стоимость». Из экономических факторов вырастают технологические: внедрение новых сервисных платформ повышает сложность сети и ведет к проблемам управляемости инфраструктуры. В итоге приходится повышать операционные затраты, в то время как рыночная ситуация требует их снижать.

В нашей стране пионером в области аутсорсинга телекоммуникационной инфраструктуры операторов связи можно считать «Синтерру». В мае этот оператор подвел итоги открытого конкурса на право проводить эксплуатацию и техническое обслуживание его национальной сети. К участию в тендере приглашались компании, готовые взять на себя ответственность за организацию и проведение всего комплекса мероприятий по технической эксплуатации ВОЛС «Синтерры», эксплуатационно-техническому обслуживанию оборудования передачи данных и телефонных систем в пределах одного или нескольких федеральных округов РФ и Москвы. Заявки поступили от 30 фирм.

Победителями конкурса стали «Комлайн» (дочерняя структура «Синтерры», которая станет обслуживать сети оператора в Уральском ФО) и системный интегратор «УСП Компьюлинк» (он будет отвечать за инфраструктуру в Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Сибирском и Дальневосточном ФО). Конкурс на право аутсорсинга московского фрагмента сети признан несостоявшимся. Переход на модель аутсорсинга не означает полного отказа оператора от обеспечения работоспособности сети: круглосуточное оперативно-техническое управление и контроль над состоянием всех ее элементов по-прежнему осуществляются из московского Центра управления сетью «Синтерры».

Уменьшение нагрузки, связанной с эксплуатацией сетевой инфраструктуры, не замедлило сказаться на финансовых показателях альтернативного оператора. По словам технического директора «Синтерры» Александра Ильина, компании удалось сократить текущие расходы примерно на 20%. Ильин добавил, что она и раньше активно использовала модель аутсорсинга — в частности, при строительстве собственной магистральной сети, имеющей общую протяженность свыше 65 тыс. км. По итогам 2007 года «Синтерра» в шесть раз увеличила объем ввода в эксплуатацию основных средств по сравнению с позапрошлым годом.

В рассматриваемом случае сотрудничество с внешними подрядчиками помогло оператору сэкономить не только деньги, но и время. Александр Ильин подсчитал, что в период строительства магистральной сети было выиграно минимум 2 года, что равносильно завоеванию дополнительной доли рынка. Имея собственную транспортную инфраструктуру, «Синтерра» может минимизировать затраты на предоставление конечных услуг и не зависеть от цен на аренду магистральных ресурсов.

По пути «Синтерры» рано или поздно пойдут большинство операторов, которые эксплуатируют территориально-распределенные сети. По нашим сведениям, некоторые из них уже опробуют модель аутсорсинговых отношений, но не хотят заявлять об этом во всеуслышание. И все-таки из правила есть исключения.

Директор по маркетингу «Акадо Телекома» (торговая марка «Комкор») Вадим Ваньков сообщил, что на протяжении восьми лет оператор практикует работу с внешними подрядчиками. На аутсорсинг отданы обслуживание и эксплуатация линейно-кабельных сооружений сети «Комкор». А по оборудованию заключены обычные сервисные договоры с производителями или интеграторами.

Такая схема работы будет применяться «Комкором» и в дальнейшем, поскольку имеет ряд преимуществ. По словам Ванькова, она эффективна в финансовом плане — не нужно содержать отдельное подразделение, обеспечить полную занятость которого попросту невозможно. Кроме того, его создание требует ощутимых затрат на оборудование и квалифицированных специалистов. «Наши подрядчики прекрасно знают кабельное хозяйство города, имеют необходимую технику и штат сотрудников для круглосуточной работы, — разъяснил Ваньков. — У них есть сертификат доверия МГТС, дающий право работать на линейно-кабельных объектах. Во время аварийно-восстановительных работ им приходится общаться с руководством узлов связи и другими структурами, что достаточно трудоемко, а срок восстановления кабеля при аварии не должен превышать 24 ч».

Осенью текущего года «КомпьюЛинк» выиграл еще один конкурс на эксплуатационное обслуживание операторской инфраструктуры. Заказчиком стал «ЦентрТелеком», который захотел возложить на внешнюю организацию обязанности обслуживания сети таксофонов, установленных во всех населенных пунктах центрального региона. «Оператор будет обращаться к нам для решения вопросов, связанных со сбоями в работе сети, которая насчитывает более 50 тыс. таксофонов в 11 областях ЦФО», — сообщил Игорь Спицын, вице-президент «УСП КомпьюЛинк». Он с оптимизмом воспринимает перспективы работы с телекоммуникационным сектором и подчеркивает, что передача на аутсорсинг локальных участков операторских сетей является многолетней практикой.

Пресс-служба «МегаФона» подтвердила, что часть его инфраструктуры (например, ВОЛС между городами) может передаваться на обслуживание подрядчикам, поскольку создавать собственные эксплуатационные бригады дорого и нерентабельно. «Передача на аутсорсинг технического обслуживания части сетевой инфраструктуры, а также инженерного и вспомогательного оборудования (ЭПУ, кондиционеров, АМС и т.п.) используется нами повсеместно, но каждый такой случай определяется экономической и технической целесообразностью», — рассказала начальник отдела связей со СМИ «МегаФона» Татьяна Зверева. Она отметила, что компания не работает по модели аутсорсинга с производителями оборудования для мобильных сетей связи, к которой зачастую прибегают зарубежные операторы.

«Российские операторы с опаской воспринимают аутсорсинг и используют его, главным образом, для передачи во внешнее управление административно-хозяйственных функций, — констатирует Максим Семенихин. — Заказчики опасаются, что, отдав на обслуживание более важные функции, включая эксплуатацию сети, они потеряют над ней контроль и возможность влияния. Разумеется, это неверное заключение, так как каждый аутсорсинговый договор с оператором жестко регламентируется теми же соглашениями об уровне обслуживания (SLA) и согласованным порядком взаимодействия сторон, которые уже стали обыденностью в корпоративной среде. Предоставляемая аутсорсером детальная отчетность помогает оператору даже в большей степени быть в курсе текущего состояния сети, чем в том случае, когда он занимался этими вопросами самостоятельно. Однако сомнения в целесообразности аутсорсинга сетевой инфраструктуры остаются.

«Вопрос аутсорсинга коммуникационной инфраструктуры не актуален ни для Effortel Russia, ни для российского рынка в целом, — считает директор по связям с общественностью этой компании Андрей Мамонтов. — Переход на такую схему оправдан при условиях развитой коммуникационной инфраструктуры и высококонкурентной среды. В таких случаях основная компетенция оператора смещается в область маркетинга, а основными активами становятся абонентская база и умение ее обслуживать». По мнению Мамонтова, для российских операторов фиксированной связи более актуален вопрос инфраструктурной экспансии. Настоящая борьба за абонента и качество его обслуживания — еще впереди.

Итак, у начинающего игрока отечественного рынка связи Effortel Russia взгляды на роль и место аутсорсинга диаметрально противоположны взглядам более зрелой «Синтерры», сумевшей эффективно осуществить инфраструктурную экспансию именно благодаря внешним подрядчикам. Но и среди зрелых рыночных игроков сторонников модели аутсорсинга в России пока довольно мало. К примеру, Orange Business Services (OBS) сам проектирует и строит сети связи, в том числе общефедеральную транспортную сеть IP-MPLS, оптическую магистральную сеть DWDM и всероссийскую сеть МГ/МН-связи, охватывающую все 89 субъектов РФ. Руководитель пресс-службы OBS Екатерина Цвилева пояснила, что непосредственно к строительным работам, т.е. к прокладке кабеля, нередко привлекаются сторонние организации, но общее управление проектом все равно выполняет оператор. Более того, его опыт в строительстве сетей связи востребован и на межоператорском рынке. В активе компании — мультисервисная сеть, построенная для казахского оператора DUCAT.

ТТК изначально создавался как ведомственный оператор магистральной цифровой сети связи (МЦСС) ОАО РЖД, т.е. по отношению к РЖД он сам является аутсорсером инфраструктуры, состоящей из ВОЛС протяженностью 53 тыс. км. МЦСС имеет на большинстве участков резервированную архитектуру, благодаря чему коэффициент готовности сети превышает требования международных стандартов (0,9995). Столь высокая надежность обеспечивается также за счет созданных в компании систем технической эксплуатации и оперативно-технического управления, круглосуточного мониторинга сети и применения разных методов резервирования передачи трафика, оптимального размещения вдоль линий связи эксплуатационных подразделений и складов с запчастями.

По заверению старшего вице-президента и руководителя департамента эксплуатации ТТК Юрия Дубровского, даже самые сложные аварийно-восстановительные работы на магистралях сети гарантированно выполняются в течение 4 ч. Разумеется, ни один внешний подрядчик не обладает возможностью на равных конкурировать с собственной эксплуатационной службой ТТК. А ведомственный оператор РЖД, напротив, имеет все основания предоставлять услуги инфраструктурного аутсорсинга как корпоративным клиентам, так и операторам-партнерам.

Дубровский связывает большие ожидания с развитием аутсорсинговых продуктов для малого и среднего бизнеса. А вот с предложением услуг аутсорсинга для крупного бизнеса и операторов связи есть определенные проблемы: те из них, кто построили собственные сети, предпочитают самостоятельно их обслуживать и развивать. «В значительной мере это обусловлено особенностями отечественного рынка связи и недостаточным уровнем доверия», — предполагает Дубровский. Имена операторов связи, уже заключивших с ТТК соглашения об аутсорсинге сетевой инфраструктуры, пресс-служба компании назвать отказалась.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями