Христо Каракашев: «Завершение реструктуризации оказалось крайне своевременным, поскольку позволило компании встретить экономический кризис более подготовленной» За год подписаны дистрибьюторские соглашения с Dell и Netgear, расширен ассортимент корпоративных решений Symantec, упрочилось сотрудничество с Alcatel-Lucent.

Вице-президент группы компаний Verysell по дистрибуции и региональному развитию и управляющий директор Verysell Distribution Христо Каракашев сообщил журналистам, что стартовавшая осенью 2006 года программа реструктуризации группы не обошла стороной и дистрибьюторское подразделение. В структурном плане это проявилось во внедрении системы категорийного менеджмента и в появлении трех продуктовых департаментов: компьютерного оборудования и корпоративных систем, сетевого и телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения. Кроме того, началось внедрение системы управления бизнес-процессами (BPM), лучших мировых практик и международных стандартов ведения бизнеса. Разработана и внедрена (пока в пилотном варианте) система ключевых показателей эффективности (KPI) на базе классической концепции сбалансированных показателей Нортона и Каплана. Ожидается, что к концу текущего года система KPI, для расчета которых берутся данные из системы SAP R/3, будет использоваться в штатном режиме.

По словам Каракашева, завершение организационной и управленческой реструктуризации оказалось крайне своевременным, поскольку позволило компании встретить экономический кризис более подготовленной. Это выразилось в сбалансированности склада и портфеля предлагаемых продуктов, в отсутствии заметных проблем с ликвидностью и в общей финансовой стабильности. Как результат, все пять портфельных инвесторов подтвердили готовность продолжать сотрудничество с Verysell в ближайшие 2–3 года.

В соответствии с общемировой тенденцией Verysell Distribution постепенно отходит от прямой перепродажи оборудования и ПО, делая ставку на оказание услуг и создание добавочной стоимости. Продвижение компании к выполнению функций сервис-провайдера продолжится.

Новый подход к дистрибьюторскому бизнесу означает, что добавленная стоимость создается в рамках разных бизнес-процессов и разными подразделениями, и это в очередной раз подчеркивает важность использования KPI и методологии BPM. Внедрение KPI позволило также пересмотреть взгляды на эффективность дистрибьюторского бизнеса и изменить систему мотивации сотрудников — прежде всего, в коммерческом отделе.

Несмотря на эти достижения, сам дистрибьютор и его дилеры снова и снова возвращались к теме кризиса. Открыв в текущем году офисы в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, Verysell Distribution заморозила введение в строй еще двух региональных представительств. Коррекции подверглись и планы дальнейшей экспансии на рынки СНГ. Руководители компании считают крайне актуальным запуск программы активных продаж, направленной на повышение лояльности имеющихся и привлечение новых партнеров, а также возвращение реселлеров, которые по тем или иным причинам перестали работать с Verysell Distribution. Правда, эта инициатива явно запоздала: департамент активных продаж еще находится в стадии формирования.

Каракашев заверил представителей СМИ в том, что фирма не откажется ни от одной из продуктовых линеек. Не планируется и сокращение персонала, однако не исключено обнуление бонусных выплат сотрудникам либо их зачисление на персональные виртуальные субсчета. Одновременно строятся планы дальнейшего совершенствования системы корпоративного управления. Должна найти практическое воплощение анонсированная еще год назад инициатива B2B.

Суждено ли сбыться этим планам? В первом полугодии руководство фирмы ожидало годового роста бизнеса примерно на 30%, и 29-процентный рост в традиционно «пассивном» I квартале давал все основания на это рассчитывать. Но уже во II квартале темпы роста снизились до 11%, а в III квартале динамика исчезла вовсе (рост на 1%). Легко догадаться, что основное падение пришлось на продажи программного обеспечения, тогда как поставки компьютерного и сетевого оборудования до последнего времени продолжали расти.

Приведенные цифры недвусмысленно свидетельствуют: кризисные явления в российской экономике (не только на рынке ИТ) начались не в конце августа — начале сентября, когда о них заговорили во весь голос, а почти на полгода раньше. Этот факт подтвердили и участники заседания «Тенденции развития российского ИТ-рынка в условиях финансовой нестабильности», которым завершилась деловая часть конференции.

Христо Каракашев прогнозирует, что восстановление финансовой стабильности в стране и уменьшение стоимости кредитов начнется уже в середине февраля — марте 2009 года. Поживем — увидим!