Обычно за функции расчета, выставления счетов и сервисы для кредитных клиентов отвечает биллинговая система (АСР), а за обслуживание предоплаченных (или дебитных) — интеллектуальная платформа или другая подобная система.

Возникает резонный вопрос: почему нельзя сделать единое решение для тех и других? Дело в том, что необходимость содержания двух независимых комплексов обусловлена требованиями к работе с каждым «типом» пользователей, со специализацией традиционных биллинговых систем, ориентированных на обслуживание кредитных абонентов в автономном режиме, со сложностью модернизации и добавления функционала в имеющиеся АСР-конструкции.

Чтобы понять роль и место интеллектуальной платформы в телекоммуникациях, сделаем небольшое отступление. Операторы связи прошли несколько этапов развития, и логическим продолжением их пути стала сегментация абонентской базы: определенным группам пользователей (студенты, бизнесмены, туристы и т.д.) предлагаются соответствующие наборы услуг с добавленной стоимостью (VAS) и тарифные планы. С приходом эры VAS развитие интеллектуальных платформ, основной задачей которых является именно предоставление таких услуг и контроль над ними, начало набирать обороты. Биллинговые системы продолжали обеспечивать стандартные функции тарификации. В результате в иерархии сетевых уровней образовался независимый слой приложений — Application layer.

Разделение уровней сервисов и коммутации делает всю структуру более гибкой, поскольку позволяет создавать и модифицировать приложения без оглядки на коммутационное оборудование. Одни и те же информационные ресурсы теперь могут использоваться различными системами. Например, единая база данных, расположенная на центральном узле интеллектуальной платформы, может предоставлять сведения об абонентах разным внешним приложениям, таким как OSS/BSS, центрам поддержки пользователей и т.д. Более того, аппаратно-программные ресурсы самой интеллектуальной платформы можно распределять между оператором, его партнерами, сервис- и контент-провайдерами. Это облегчает процесс создания и внедрения новых услуг, поскольку не приходится приобретать и устанавливать дополнительное оборудование для третьих сторон.

К клиент-ориентированной модели

С внедрением VAS операторы постепенно переходят к клиент-ориентированной модели бизнеса. Во главу угла ставится клиент, который имеет собственное представление о  необходимых ему услугах. Раньше он мог пользоваться детерминированным набором сервисов, предоставляемых оператором, а сейчас уже сам становится заказчиком услуг. К современным биллинговым комплексам начинают предъявлять довольно жесткие требования: это одновременная поддержка предоплаченных и кредитных абонентов, простое и быстрое создание тарифных планов для разных схем обслуживания, возможность формирования пакетов услуг, гибкость внесения изменений в действующие тарифы. Однако отвечают ли нынешние комплексы АСР таким требованиям?

Традиционные биллинговые системы напрямую связаны с услугами. Функции расчетов разрабатываются под конкретные сервисы, будь то передача голоса, данных или мультимедийные приложения. Абоненты, обслуживаемые по схеме пост-оплаты, не могут пользоваться теми же услугами, которые предоставляются по схеме предоплаты, не полностью отлажены механизмы перехода от дебитной к кредитной схеме и обратно. Таким образом, биллинговые системы предыдущего поколения сдерживают развитие новых услуг и одновременный доступ к ним пользователей кредитных и авансовых схем оплаты. На помощь может прийти конвергентный биллинг (Convergent Billing Sollution, CBS), совмещающий в себе возможности традиционной биллинговой системы и новый функционал, который позволяет решать насущные задачи операторов, сервис- и контент-провайдеров.

Общие принципы CBS

Задачами конвергентной биллинговой системы являются обработка запросов, поступивших из разных источников (различные типы абонентов и способы доступа к сети), ведение единой базы данных по клиентам и услугам, начисление оплаты и контроль над расходованием средств в режиме реального времени, поддержка механизмов оперативного внедрения новых тарифных планов. Весь функционал расчетов и тарификации реализуется в независимой среде Convergent Billing и Convergent Real-Time Rating, действующей отдельно от уровней коммутации (Switching) и предоставления услуг (Service Control). Для тарификации услуг в режиме реального времени организуется соединение с уровнем контроля над доступом/услугами по стандартному интерфейсу Diameter. Для обмена CDR-файлами с внешними биллинговыми или другими системами в автономном режиме (off-line) служит модуль Mediation. А для организации взаимодействия с системами поддержки абонентов, CRM и т.д. предусмотрен протокол WebService.

Немаловажна единая система поддержки абонентов (Customer Care) и маркетинга: она играет роль моста между оператором и конечными пользователями. В ее задачи входят обслуживание запросов, предоставление информации о доступных и внедряемых продуктах и ценах, инструменты самообслуживания абонентов и многое другое. В связке с биллинговой платформой, из которой она получает данные о запросах, платежах и используемых услугах, Customer Care может стать мощным средством маркетингового анализа и стратегического планирования бизнеса оператора.

Преимущества CBS-решения

Система конвергентного биллинга акцентируется на поддержке операций в режиме реального времени, что позволяет операторам управлять подпиской на услуги, менять содержимое пакетов услуг, напоминать абонентам о недостаточном балансе. Кроме того, оператор может осуществлять в режиме реального времени мониторинг услуг, данных об абонентах и тарифах, что позволяет сокращать задолженности и улучшать финансовые показатели.

Проблему разрозненности систем и подсистем хранения информации о клиентах, об их запросах, счетах и доступных услугах можно решить легко, поскольку платформа конвергентного биллинга представляет собой единый программно-аппаратный комплекс. А создание и выведение на рынок новых продуктов (тарифов, бонусных программ и т.д.) благодаря новому подходу становятся более эффективными и быстрыми. Дополнительные преимущества CBS — дружественный графический интерфейс, набор шаблонов для создания новых ценовых продуктов и многоуровневый «конструктор» для разработки тарифных планов (от простейших до самых сложных, с привязкой к программам бонусов и скидок, к специальным маркетинговым акциям и др.).

С помощью CBS-платформы компании Huawei, например, можно создавать бесконечные конструкции тарифных планов типа «если, то» и применять заранее заготовленные шаблоны, которые заметно сокращают время внедрения готового продукта. Конфигурирование параметров новой услуги становится тривиальной задачей, с которой способен справиться без предварительной подготовки даже рядовой сотрудник компании.

В качестве примера рассмотрим реальный тарифный план, реализованный в одной из стран Азии и направленный на привлечение в операторскую сеть миграционных рабочих. Его лозунг таков: «Я люблю свой дом». Смысл состоит в снижении стоимости 1 мин разговора по «домашнему» номеру и в предоставлении бесплатных минут в выходные дни. Инициатива мобильного оператора привлекла к себе внимание множества работников, вынужденных переезжать с места на место и раньше для звонков домой пользовавшихся преимущественно проводной телефонией. Конечно, для них стоимость 1 мин разговора была критичным параметром, и оператор был вынужден пойти на серьезные уступки. Фактически, новый продукт был для него имиджевым и сначала характеризовался минимальной доходностью. Но постепенно, за счет прироста абонентской базы, услуга стала приносить заметную прибыль. С помощью платформы CBS сервис запустили в кратчайшие сроки, обеспечив преимущество перед конкурентами. Среднее время вывода на рынок нового продукта сегодня составляет считанные дни, а не месяцы, как было раньше.

Внедрение конвергентного биллинга

Сети «с нуля» сейчас строятся крайне редко, и приходится иметь дело с уже отлаженными работающими структурами. Поэтому с экономической и организационной точек зрения целесообразно решать проблемы поэтапно: от платформы интеллектуальной сети связи (IN) через онлайновый биллинг (On-line Charging Solution, OCS) к конвергентному биллингу.

Допустим, у оператора имеется интеллектуальная платформа, которая служит для предоставления услуг с дополнительной стоимостью абонентам, работающим по предоплаченной схеме. Вся информация об абонентских счетах стекается в базу данных платформы, в модуль Service Data Point (SDP). Основным элементом IN является узел контроля над услугами (Service Control Point, SCP). В его функции входят прием поступающих от коммутатора запросов к интеллектуальной сети, их обработка и предоставление конечных номеров для терминации вызова. Функции тарификации, расчета максимально возможного времени разговора по вызываемому номеру и передача этого параметра в SSP, списание денег за оказанную услугу реализуются внутри модуля SDP.

Для обслуживания абонентов с кредитной схемой оплаты интеллектуальная платформа сопрягается с биллинговой системой, в которой хранятся данные о кредитных клиентах. IN служит лишь для передачи данных о разговорах в виде CDR-файлов и не участвует в процессе контроля над расходами клиентов.

Следующей ступенью модернизации биллинговых процессов является переход к структуре онлайнового биллинга (OCS). Платформа OCS поддерживает контроль над списанием средств как в режиме реального времени, так и в автономном режиме (off-line chaging).

В системе OCS выделяются три основных функциональных блока — контроля над логикой услуг (Service Control Point, SCP), управления (Business Management Point, BMP) и собственно биллинга (Convergent Billing Point, CBP). Согласно спецификации 3GPP, в системе есть модуль Charging Control Function (CCF), который тарифицирует потребляемые сервисы по сессиям и по событиям. За тарификацию отвечает модуль Rating Function (RF), в котором хранится вся информация о тарифах. Запрос к нему осуществляется сразу после соединения абонента с системой и проверки его текущего баланса с помощью функции Balance Management. Модуль SCP, унаследованный из архитектуры интеллектуальной сети, реализует функции контроля над доступом (Call Access) и выполнения логики услуг (Call Control).

Контроль над предоплаченными и кредитными абонентами является основной функцией OCS. И если для первых есть известное ограничение в виде положительного текущего баланса, то для кредитных клиентов можно формировать разные условия предоставления услуг, создавая некую иерархию абонентской базы. Списание средств в OCS-системе проходит в режиме реального времени лишь для дебитных клиентов. Для этого узел контроля над доступом/логикой услуг соединяется с блоком биллинга по протоколу Diameter. Кредитные абоненты лишь проверяются на предмет достижения ими минимального порога средств на счету.

При поступлении запроса из сети в модуле Charging Function, отвечающем за тарификацию, генерируется файл записи данных о вызове (CDR). После завершения звонка этот файл поступает в биллинговую систему, где происходят обсчет записи и обновление текущего баланса абонента.

Последним этапом эволюции биллинга является реализация конвергентного решения. К функциональным блокам OCS-платформы добавляется еще один, Customer Care&Billing Solution (CCBS). Его основное назначение — организация взаимодействия между оператором и клиентами (Customer Care), прием и обработка информации о действиях конечных пользователей, генерация счетов, а опционально — хранение тарифных данных (Product Catalogue), поддержка партнерских программ взаимодействия (Partner Relationship Management, PRM).

При переходе от онлайнового к конвергентному биллингу все функции расчетов, тарификации, ведения счетов, пополнения баланса и предоставления услуг передаются в ведение единого комплекса. Это позволяет снижать показатели OPEX и CAPEX при строительстве и эксплуатации системы, существенно облегчает интеграцию компонентов сети. Для организации взаимодействия с разными внешними системами используются стандартные протоколы (Diameter, CAP, Webservice).

В состав блока CCBS входят:

  • каталог продуктов (Product Catalogue), представляющий собой базу данных тарифов, тарифных продуктов и содержащий информацию об акциях и скидках;
  • коллекция дебитной информации (Debit Collection), в которой содержатся разные величины пороговых значений баланса для кредитных абонентов из разных групп (VIP, «бизнес», стандартные и т.д.). Тут же организуется проверка на предмет достижения абонентом предельных значений баланса;
  • формат счетов (Bill Format), формирующий и генерирующий счета для абонентов с постоплатой;
  • модуль приема оплаты (Account Receivable), который отвечает за прием информации о платежах и отправку отчетов в бухгалтерию;
  • модуль управления взаимодействием с партнерами (PRM), необходимый для организации каналов «оператор — партнер» со всеми контент-провайдерами, дистрибьюторами и другими контрагентами оператора связи;
  • система поддержки клиентов (Customer Care), призванная принимать и обрабатывать запросы от клиентов, предоставлять им информацию, собирать статистические данные.

Куда идет биллинг

До недавних пор развитие биллинговых систем и интеллектуальных сетей связи шло параллельными путями. Но на фоне всеобщей консолидации бизнеса случилось то, что должно было произойти: два продукта объединились и превратились в функциональный комплекс.

Следующим этапом эволюции ИТ-систем операторов связи стало создание конвергентного биллинга, задача которого — дальнейшее упрощение структуры сети. Что дает решение конвергентного биллинга оператору? Снижение операционных затрат на поддержание и обслуживание единой системы, базы данных и контакт-центра (поскольку CBS поддерживает абонентов всех схем оплаты), упрощение структуры сети (благодаря наличию единого комплекса управления услугами), гибкую адаптируемую архитектуру, сокращение времени вывода на рынок новых продуктов и  поддержку всех типов услуг (связанных с голосом, данными, мультимедиа). Как следствие, оператор может повысить лояльность имеющихся абонентов и обеспечить приток новых, усилить свои позиции в сфере дополнительных сервисов, а значит, увеличить доходность бизнеса.

Всего этого невозможно добиться без развития систем поддержки бизнеса, к коим относятся OSS/BSS, контакт-центры, биллинговые системы и другие приложения. Таким образом, наряду с бурным развитием сетей передачи данных следующего поколения (NGN, 3G, WiMAX) все более важным для операторов становится процесс объединения ИТ-ресурсов всех уровней — от уровня доступа абонентов до уровня приложений.

Создание биллинга нового поколения — задача нетривиальная, требующая долгой кропотливой работы, сравнения, анализа функционала, затрат и прибылей. Но интерес к конвергентному биллингу во всем мире показывает, что телекоммуникационные компании уже осознали преимущества инновационных CBS-решений.

Никита Сергеев (nsergeev@huawei.com) — менеджер по продуктам департамента программных решений компании Huawei


Схема перехода от интеллектуальной сети к онлайновому биллингу

Переход от системы онлайнового биллинга к CBS-решению

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями