Николай Прянишников: «Работа нашей компании в России протекала в очень непростых рыночных условиях» Как и ожидалось, сотовая компания продемонстрировала хорошие темпы роста выручки, OIBDA и чистой прибыли. Чистая операционная выручка увеличилась на 47,3% и достигла 7,2 млрд долл., OIBDA – на 46,7% и составила 3,6 млрд долл., чистая прибыль — на 80,2% (1,46 млрд долл.). Свободный денежный поток (до вычета средств, затраченных на приобретения) вырос почти втрое раза и составил 1,26 млрд долл. По словам генерального директора «ВымпелКом» Александра Изосимова, соотношение этого показателя с выручкой – один из лучших результатов в отрасли.

Чистая прибыль оператора в общей сложности составила 1463 млн долл., увеличившись на 80,2% по сравнению с 2006 годом. Активная абонентская база сети «Билайн» приросла на 6,2 млн человек, достигнув значения 51,7 млн пользователей.

Диссонансом на фоне общего позитивного тренда стали результаты IV квартала: маржа OIBDA снизилась до 45,7%, что по словам Изосимова, явилось следствием выплат менеджменту по опционным соглашениям. В результате резкого роста котировок акций «ВымпелКома» начисления, связанные с опционными программами, составили 118,7 млн долл. Это на 78,2 млн долл. выше суммы, выплаченной за III квартал 2007 года.

По сведениям J’son & Partners, «ВымпелКом» подписал соглашения на услуги роуминга в 205 странах с 497 партнерами. Этот факт выводит российскую компанию в мировые лидеры по обеспечению роуминговых сервисов. Рост выручки от международного роуминга в 2007 году по сравнению с предшествующим финансовым периодом составил 62% (голос), 63% (SMS) и 204% (GPRS).

Среди прошлогодних достижений компании в России — третье подряд признание «Билайн» самым ценным брендом года по версии Interbrand/Businessweek; получение федеральной лицензии на развертывание и эксплуатацию сети 3G; заключение договоров с поставщиками оборудования для будущих сетей. Началась опытно-промышленная эксплуатация сервиса BlackBerry. Появление нового зачастую ведет к прощанию со старым: 2007 год ознаменовался закрытием сетей DAMPS.

Показатель ARPU на территории нашей страны (средний ежемесячный счет абонента) продемонстрировал интенсивный рост в течение года, составив в четвертом квартале 13,5 долл. Это на 23,9% выше аналогичного показателя 2006 года. Количество активных абонентов выросло на 6,1% и достигло 42,2 млн пользователей. Выручка компании в пересчете на одного сотрудника в России плавно росла и достигла в ноябре 35,81 тыс. долл.

Среди вновь освоенных российских регионов – Чеченская Республика и Иркутская область. В Чечне до прихода «Билайна» работала только перегруженная сеть «МегаФона». В Иркутской области зафиксирован первый случай покупки активов у конкурентов. По словам исполнительного вице-президента «ВымпелКома» Николая Прянишникова, в целом год работа компании в России протекала в непростых условиях: небольшие компании, такие как TELE 2, предлагали абонентам низкие тарифы на звонки в регионах. Конкуренция с представителями «большой тройки» тоже не снижала своей остроты.

Маркетинговая стратегия «Билайна» была направлена на продвижение специальных предложений для конкретной целевой аудитории («Мобильный пенсионер», «Первый детский», «Монстр общения»). Сюда же следует отнести и тарифные планы, разработанные специально для очень крупных корпоративных клиентов (ТП «Энергия Связи» для сотрудников РАО ЕЭС).

29 февраля 2008 года было объявлено о приобретении «ВымпелКомом» альтернативного оператора Golden Telecom. По оценкам российских СМИ, сумма сделки превысила 4 млрд долл. Приобретение полностью вписывается в стратегию сотового оператора, заключающегося в извлечении максимальной прибыли от деятельности в России, расширении географии присутствия и освоении смежных областей бизнеса, таких как предоставление широкополосного доступа к Internet. Успешность сделки обеспечит объединение инфраструктур обеих компаний и непересекающихся клиентских баз. А пересечение по регионам присутствия дает возможность создания объединенного оператора фиксированной и мобильной связи на территории СНГ. Финансовые результаты деятельности Golden Telecom не вошли в годовой отчет «ВымпелКома», компания должна представить их до конца марта.

В планах «ВымпелКома» — увеличение объема инвестиций. В этом году они вырастут до 2,7 млрд долл. (в 1,5 раза). Возможные приобретения не учитываются, но в сумму включены инвестиционная программа Golden Telecom и вложения в сети 3G. Представители компании обещают во второй половине этого года запустить сети третьего поколения в приоритетных городах России, а в 2009 году – по всей стране.

В апреле будет опубликована информация о финансовых показателях основного конкурента «ВымпелКома», компании «Мобильные ТелеСистемы». По мнению независимых экспертов, показатели двух крупнейших игроков российского рынка мобильной связи постепенно приближаются друг к другу. Вероятно, что поглощение Golden Telecom позволит «ВымпелКому» сбросить МТС с позиции крупнейшего телекоммуникационного оператора СНГ уже в нынешнем году.