Сайт стал поистине общественным явлением и заработал упоминание (правда, не очень лестное) в последней книге Сергея Минаева, никогда не упускающего из виду современные тенденции российской жизни. Попутно возникли пародии на портал. На «Однокамерниках.su» предлагается «найти сокамерников, уважаемых паханов и просто старых корешей, написать им маляву, посмотреть фотки и намутить передачку». А на «Избранниках.ru», якобы, общаются депутаты, губернаторы, мэры и простые чиновники.

В отличие от пенсионеров и людей среднего возраста, представители молодого поколения не помнят времена, когда Internet не было вообще. Для них нормально «тусоваться» именно в Сети, а не в кино, на улицах или дискотеках, как делали их родители. Подростки многих стран воспринимают собственную страницу на блоге как часть своей личности.

Согласно исследованию Universal McCann за 2007 год, Россия занимает первое место в Европе по уровню вовлеченности граждан в социальные сети, второе место -- по закачке фотофайлов и рассылке коротких сообщений, четвертое -- по уровню проникновения в блогосферу. За полгода число пользователей, ведущих блоги, удвоилось. Хотя считается, что «среднестатистическим» блоггером является 22-летняя студентка из Москвы, основу блог-сообщества составляют люди среднего возраста -- представители интеллектуальных профессий.

Социальные сети -- точки доступа ко многим сервисам. Их огромная аудитория подталкивает создателей на запуск все новых проектов -- копирующих модели поведения в реальной жизни или предоставляющих совершенно новый опыт. Конечно, спрос рождает предложение. Но за что посетитель должен платить? Этот вопрос заставляет задуматься создателей многих известных социальных сетей.

Ввод платных сервисов демонстрирует преимущество какой-либо «социалки» перед остальными, так как служит доказательством лояльности пользователей, но при этом нужно быть очень уверенным в своих силах. Платная подписка может привести к значительному сокращению числа посетителей: многие из них перейдут к конкурентам, предлагающим аналогичный сервис бесплатно. Альберт Попков, создатель сайта "Одноклассники.ru", насчитывающего 4 млн уникальных посетителей в неделю, считает, что даже продажа рекламы пока не стала приоритетным направлением деятельности его проекта. Важнее завоевать и укрепить позиции на рынке прежде, чем это сделает какой-нибудь «клон».

А вот создатели сайтов знакомств уже разобрались, за что люди готовы платить. Никита Шерман, президент компании «Мамба», рассказал об опыте монетизации ресурса Mamba.ru, оборот которой в 2007 году достиг 300 млн руб. «Для успеха, -- говорит Шерман, -- нужно дать возможность пользователю выделить себя из толпы, показать свою уникальность». Проще всего можно выделиться, подняв свою анкету на самую верхнюю строку списка. Стоит такая операция один доллар. Можно включить свою фотографию в бегущую по экрану фотолинейку («карусель») -- еще доллар.

Эффект от вложений пользователь видит очень быстро: количество просмотров его анкеты существенно возрастает. Человек руководствуется импульсом, поэтому важно создать очень простые способы оплаты услуг и обеспечить быстрый видимый результат (за несколько секунд). Сейчас 89% услуг «раскрутки» анкет оплачиваются посредством отправки SMS, остальные 11% -- через альтернативные системы платежей.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями