Основная цель такой интеграции — гарантировать скорейшую доставку информации в деловой среде (прежде всего, с помощью наиболее подходящих транспортных каналов) и повысить операционную эффективность предприятий. Нам не удалось выяснить, кто впервые ввел термин Unified Communications в маркетинговых или коммерческих целях. Между тем каждый из поставщиков решений присвоил унифицированным коммуникациям собственное определение. Облекая коммуникационные системы в кокон модной концепции, производители рассчитывают привлечь больше заказчиков и увеличить доходы.

По прогнозам аналитических компаний Wainhouse Research и In-Stat Publish (совместный отчет Unified Communications Products and Services Forecast), к 2012 году мировой объем рынка системных продуктов для унифицированных коммуникаций (IP-УАТС, серверы ВКС, унифицированной почты и т.п.) вырастет до 24,5 млрд долл. Усредненные темпы роста данного сегмента в течение пяти ближайших лет составят 7% в год. Еще более активно (на 22% ежегодно) будет прирастать рынок сервисных компонентов в области унифицированных коммуникаций (услуг IP Centrex, хостинга телефонных систем и пр.). Ожидается, что объем данного сектора увеличится к 2012 году до 24,2 млрд долл.

Сейчас список ключевых игроков рынка UC можно считать «укомплектованным». В нем фигурируют семь глобальных производителей коммуникационных решений: Alcatel-Lucent, Avaya, Cisco, IBM, Microsoft, Nortel и Siemens. Несколько менее известных компаний, например Adomo, AVST, Interwise и TeleWare, стараются закрепиться на том же игровом поле. Определенную нишу на рынке UC занимают и такие громкие бренды, как Ericsson, Mitel и NEC, но мы сосредоточим внимание лидерах.

Microsoft

Согласно отчету Gartner Magic Quadrant for Unified Communications (2007), самые прочные позиции на рынке решений для унифицированных коммуникаций имеет Microsoft. Зачисление в рейтинг Gartner осуществляется по результатам оценки двух основных параметров — целостности видения и способности реализовать его на практике. Учитываются ассортимент продуктов и услуг, рентабельность, понимание рынка и наличие продуктовой стратегии.

Еще в 2005 году отдел офисных систем Microsoft приступил к рыночному продвижению платформы Unified Communications Live Communications Server и, соответственно, бренда UC. В тот момент все производители переводили этот термин как «унифицированные коммуникации». По мнению специалистов российского офиса Microsoft, наиболее полно отражает суть явления термин «объединенные коммуникации». Смысл его состоит в объединении в некоем центре всех типов коммуникаций и обработки информации компании (потоков документов, задач, голосовых вызовов и т.д.), в интеграции всех адресных книг и средств уведомления о доступности абонентов. А вот унификации терминалов доступа (телефонов, коммуникаторов, компьютеров), по мнению специалистов Microsoft, не будет — благодаря использованию открытых стандартов пользователи должны иметь возможность самостоятельно выбирать модели подключаемых терминалов.

Продукты и услуги Microsoft для объединенных коммуникаций включают в себя множество компонентов. Важнейший из них — Microsoft Office Communications Server 2007. Он представляет собой гибкую, основанную на стандарте SIP платформу общения в режиме реального времени, которая позволяет управлять вызовами IP-телефонии, полагаясь на сведения о присутствии, проводить голосовые, видео- и Web-конференции, обмениваться мгновенными сообщениями между приложениями, службами и устройствами.

Еще один продукт из линейки UC называется Exchange Server 2007. Эта единая система обмена сообщениями не ограничена функционалом электронной и голосовой почты. Она позволяет осуществлять любые виды общения из единственной папки «Входящие» (в том числе работать с факсами) и предоставляет новые возможности. Так, с помощью «Голосового секретаря» пользователи могут получать доступ к своим сообщениям с любого телефона.

Решение Microsoft Office Live Meeting 2007 позволяет организовать интерактивное Web-пространство конференций. Пользователи могут обмениваться файлами, передавать потоковое аудио и видео, совместно работать над документами (коллективно обсуждать в Microsoft Office PowerPoint, редактировать тексты в Office Word и выполнять математические вычисления в Office Excel).

Пользовательский интерфейс Microsoft Office Communicator информативен и дружелюбен

Продукт Microsoft Office Communicator 2007 является встроенным клиентом связи для Office Communications Server 2007. Он предоставляет сведения о присутствии и дает возможность пользователям общаться путем обмена мгновенными сообщениями, голосовыми и видеозвонками с компьютера на компьютер, с помощью электронной почты или сбора Web-конференции одним щелчком мыши.

В семейство UC-решений Microsoft включено программное обеспечение для планирования работы сотрудников и улучшенного обмена информацией с другими пользователям Office Outlook 2007. В него также входят устройство RoundTable для совместной работы в голосовом и видеорежиме с камерой, обеспечивающей круговой обзор на 360°, а также службы Microsoft Exchange Hosted Services, предназначенные для фильтрации спама и вирусов, хранения, резервного копирования и шифрования электронной почты.

На международном уровне и в России к Microsoft присоединились немало партнеров, анонсировавших новые продукты и сервисы на платформе унифицированных коммуникаций. В частности, Tandberg озвучила планы создания решения для организации видео- и Internet-конференций на базе ПО Microsoft. Mitel Networks озвучила планы разработки для предприятий SMB одного из вертикальных рынков таких приложений, которые позволят применять возможности Office Communications Server для управления соединениями VoIP. Наконец, Nortel Networks располагает пятью решениями для расширения использования Office Communications Server в рамках совместного с Microsoft стратегического альянса (Innovative Communications Alliance).

Nortel

Линейка Nortel для унифицированных коммуникаций включает в себя Multimedia Communication Server 5100 (MCS5100) и решения, интегрированные с Microsoft Office Communication Server 2007.

MCS5100 представляет собой SIP-коммутатор, обеспечивающий передачу аудио- и видеовызовов в режимах «точка-точка» и конференц-связи, передачу мгновенных текстовых сообщений и файлов, совместную работу пользователей над документами, персональную маршрутизацию вызовов, обратный дозвон (Callback), интеграцию с Microsoft Outlook и IBM Lotus Notes, другие мультимедийные функции. В качестве абонентских устройств в сети MCS5100 могут использоваться телефоны Nortel, SIP-телефоны сторонних производителей, программные клиенты для ПК, коммуникаторов под Windows Mobile и смартфонов под ОС Symbian и BlackBerry.

Совместимые решения Nortel и Microsoft включают в себя пять продуктов. Первый из них, Nortel Converged Office, объединяет IP-УПАТС Nortel и Office Communications Server 2007. Converged Office позволяет интерфейсу Office Communicator поддерживать различные функции UC, такие как VoIP, мгновенный обмен сообщениями, Presence, конференц-связь, удаленный доступ к любому учрежденческому IP-телефону.

Решение Nortel Multimedia Conferencing 5.0 служит для проведения офисных аудио- и видеоконференций. Интеграция Multimedia Conferencing Nortel с Office Communication Server 2007 позволяет соединять абонентские устройства любых типов (включая аналоговые телефонные аппараты, цифровые и IP-телефоны), где бы ни располагалось средство связи — у партнеров, заказчиков или третьих лиц.

Nortel UC Integrated Branch объединяет возможности Microsoft Mediation и Nortel Secure Router 4134. Такой симбиоз значительно упрощает работу в филиальных сетях, поскольку в едином модульном решении реализуются функции WAN-маршрутизации, Ethernet-коммутации, обеспечения надежности и качества VoIP-связи.

Коммутаторы и акселераторы приложений являются ключевыми компонентами пакета решений Nortel Business Optimized Networking, который предоставляет пользователям оптимизированную сетевую инфраструктуру с поддержкой унифицированных коммуникаций. Nortel Application Accelerators оптимизированы для работы с Microsoft SharePoint и Outlook Web Access, благодаря чему до 30 раз сокращается время отклика приложений.

Наконец, LG-Nortel, совместное предприятие LG Electronics и Nortel, поставляет IP-телефоны LG-Nortel 8500, спроектированные для работы с Office Communications Server 2007 и Office Communicator 2007.

Alcatel-Lucent

В исследовании Gartner Magic Quadrant for Unified Communications компания Alcatel-Lucent отнесена к группе лидеров рынка унифицированных коммуникаций. В данной области Alcatel-Lucent продвигает решение OmniTouch Unified Communication (OTUC), поддерживающее защищенную передачу данных от приложений через протокол SSL. Этот программно-аппаратный комплекс работает на выделенном сервере без необходимости устанавливать на компьютере клиента дополнительные приложения. Ранее он состоял из четырех независимых блоков (My Phone, My Messaging, My Assistant и My Teamwork), причем лицензии на каждый продавались отдельно. Однако с недавних пор Alcatel-Lucent начала предлагать их по одной лицензии как комплексное решение, объединяющее набор сервисов.

Функционал OTUC включает в себя единый телефонный номер доступа для каждого абонента, интеграцию с факс-сервером и голосовой почтой Alcatel-Lucent 4635/4645, дублирование системы, возможность использования программного телефона Alcatel-Lucent 4980. Решение OTUC позволяет в режиме реального времени получать информацию о текущем состоянии пользователей — присутствует или отсутствует в сети, доступен в чате, разговаривает по телефону, участвует в видеоконференции и т.д. Для экономии на звонках предусмотрена система обмена короткими сообщениями, которая поддерживает несколько языков и ведет историю переписки.

OTUC обеспечивает проведение многосторонних мультимедийных конференций «по требованию» или по расписанию. Назначенное время конференции автоматически резервируется в личном расписании Microsoft Outlook или IBM Lotus всех участников, и каждому из них отправляется приглашение по e-mail. В конференциях могут участвовать даже те пользователи, которые не имеют доступа к OTUC. Чтобы упростить организацию конференций, в систему закладывают несколько шаблонных сценариев, таких как режим лекции (один говорит, все слушают) или режим презентации (синхронная запись голоса к каждому слайду). В ходе конференции можно организовать совместную работу над документами, в том числе в популярных форматах Microsoft Word, Excel и PowerPoint.

Функции OTUC доступны с любого подключенного к Internet компьютера под управлением любой операционной системы. Через простой удобный Web-интерфейс пользователь может, к примеру, назначить номер, на который будут приходить все последующие звонки. Во время повседневной работы это может быть номер офисного телефона, а в командировке — номер мобильного или гостиничного телефона.

Решение OTUC инсталлируется на любой двухпроцессорный сервер, который подключен к офисной АТС любого производителя, поддерживающей протокол SIP. Соединение с УАТС может осуществляться через IP (SIP) или TDM по каналам E1. Для увеличения числа абонентов достаточно докупить необходимое количество лицензий, загрузить новый лицензионный файл и, при необходимости, установить дополнительный аппаратный сервер. В качестве клиентских устройств могут применяться не только ПК, но и карманные телефоны или смартфоны на базе Microsoft Windows Mobile 5. Они обеспечивают доступ к подавляющему большинству функций OTUC, таких как просмотр статусов пользователей, обмен короткими сообщениями, участие в конференциях.

Siemens

В области унифицированных коммуникаций компания Siemens Enterprise Communications тоже получила признание и позитивную оценку известных исследовательских групп и отраслевых изданий, среди которых можно выделить Gartner, Miercom и Network Computing. В своем магическом квадранте Gartner поместила Siemens в сектор «Лидеры», основываясь на критериях «Способность к реализации» и «Полнота представления».

Линейку унифицированных коммуникаций Siemens возглавляет HiPath OpenScape — пакет коммуникационного ПО с поддержкой функций присутствия и обработки голоса. Пользователи HiPath OpenScape могут быстро инициировать конференции (голосовые и Web) или сессии совместной работы — как запланированные, так и спонтанные. Архитектура HiPath OpenScape основана на протоколе SIP и прикладных средствах Web-сервисов, поэтому HiPath OpenScape можно напрямую интегрировать в разные бизнес-приложения (например, Microsoft Outlook, SharePoint, Oracle, Siebel, SAP), а также в приложения класса CRM и SCM (управление цепочками поставок). HiPath OpenScape легко интегрируется в приложения поддержки вертикальных рабочих процессов Jabber, Quote Manager и др.

В отчете Gartner сказано, что HiPath OpenScape является открытым и вполне зрелым решением в сегменте унифицированных коммуникаций. Компаниям, планирующим внедрение UC, полезно обратить на него внимание.

Cisco

Отдельный сектор квадранта Gartner оккупировали три известные марки — Avaya, Cisco и IBM. Выше всех по шкале «Полнота представления» расположилась Cisco, ниже — IBM и Avaya.

Набор решений Cisco в области унифицированных коммуникаций необычайно широк. Фактически, все продукты этой корпорации, ориентированные на корпоративный рынок, включены в семейство Unified Communications. Его основные компоненты разделены на несколько подгрупп. На уровне сетевой инфраструктуры Cisco относит к UC корпоративные маршрутизаторы, коммутаторы, средства сетевого управления, обеспечения QoS, безопасности и администрирования. Полный список продуктов Cisco данной категории займет не одну страницу.

Cisco Unified IP Phone 7931 поддерживает Cisco UMC 6.0В области унифицированного управления вызовами корпорация предлагает решения Cisco Call Control и Unified Communication Manager. Последнее представлено в двух версиях — для больших предприятий (Unified Communication Manager Business) и сектора SMB (Unified Communication Manager Express). Отдельную группу образуют IP-телефоны. Среди новых моделей (Cisco UC System Release 6.1 от 19 декабря 2007 года) отметим Cisco Unified IP Phone 7931, беспроводной терминал Cisco Unified Wireless IP Phone 7921 и настольный агрегат Cisco Unified IP Conference Station 7937. Первый имеет 24 программируемые кнопки и поддерживает Unified Communication Manager версии 6.0. Второй способен работать в сетях 802.11a/b/g, характеризуется пониженным энергопотреблением, имеет увеличенный цветной дисплей, поддерживает технологию XML и снабжен выделенной кнопкой PTT (Push-to-Talk). Новая станция для аудиоконференц-связи отличается от предшествующих поддержкой кодека G.722 и наличием выносных микрофонов.

Следующая продуктовая группа Cisco представлена несколькими специализированными приложениями, такими как Workplace Resources (управление ресурсами рабочих мест), приложениями для управления сервисами голосовой почты и мгновенных сообщений, телефонной связью, решениями для контакт-центров и проведения мультимедийных конференций. Сюда же входит активно продвигаемая корпорацией система телеприсутствия (TelePresence). Замыкает продуктовую линейку группа инструментов администрирования, включающая в себя Cisco Configuration Assistant, Cisco Works IPC Service Monitor и др.

IBM

В области унифицированных коммуникаций IBM развивает стратегию UC2 — Unified Communication and Collaboration (отметьте, еще одна терминологическая версия), основой которой является семейство Lotus Sametime. Оно включает в себя несколько продуктов, основные из которых — Entry, Standard, Advanced и Unified Telephony. Первые два уже доступны заказчикам, а остальные появятся до конца 2008 года.

ПО IBM Lotus Sametime Entry ориентировано на компании, которые ищут альтернативу общедоступным службам мгновенного обмена сообщениями (Instant Messaging, IM) либо дорогим фирменным разработкам. Lotus Sametime Entry предлагает базовые возможности коллективного взаимодействия в режиме реального времени, необходимые и достаточные для поддержки современных бизнес-сред. Имеется функционал мгновенного обмена сообщениями, многопользовательского чата, уведомления о присутствии в сети, форматирования текста и проверки орфографии, поддержки эмограмм (смайликов) и управления списком контактов. Предоставляется возможность сохранения истории чат-сессий, что дает возможность записывать важные для бизнеса деловые переговоры и просматривать их по мере необходимости.

Для компаний, которые ищут полнофункциональные унифицированные решения для коммуникаций и коллективного взаимодействия, IBM предлагает Lotus Sametime Standard. Этот программный пакет содержит эффективные средства оповещения о присутствии в сети, мгновенного обмена сообщениями, Internet-телефонии, проведения Web- и видеоконференций, поддержки разнообразных мобильных устройств и обеспечения функциональной совместимости с общедоступными IM-сетями. Предусмотрена возможность встраивания программных пользовательских модулей.

Среди новых функций Lotus Sametime Standard — расширенная поддержка программным сервером IBM Lotus Domino восьми платформ, поддержка самого сервера виртуализованными средами VMWare, поддержка широкого перечня мобильных устройств, в том числе смартфонов Nokia серии E, Sony Ericsson и устройств на базе ОС Microsoft Windows Mobile 6, новые возможности двусторонних видеоконференций (режим Point to Point Video) для пользователей Macintosh, интеграция с настольными приложениями Microsoft Office 2007. Еще больше возможностей организации унифицированных коммуникаций будет в версии Lotus Sametime Advanced.

В августе 2007 года Голубой гигант объявил о намерении дополнить решение Lotus Sametime новым программным обеспечением для компьютерной телефонии Unified Telephony. Этот продукт даст возможность встраивать средства телефонных коммуникаций в часто используемые бизнес-приложения. В Lotus Sametime Unified Telephony реализованы компоненты технологии Siemens OpenScape, что позволит управлять коммуникациями, реализованными на базе многочисленных систем учрежденческой телефонии.

Avaya

Подход компании заключается в создании решений, полностью основанных на протоколе SIP. Так, серверная платформа Communication Manager 5.0 позволяет крупным и средним предприятиям осуществлять экономически эффективный переход на SIP и внедрять инновационные функции телефонии для организации качественно новой системы обслуживания.

Avaya продвигает четыре версии решения Unified Communications, адресованные заказчикам с разными коммуникационными потребностями. Essential Edition — основная версия для стационарных пользователей, которым необходимы усовершенствованная IP-телефония, обмен сообщениями и базовая функциональность конференц-связи. Standard Edition — стандартная версия для сотрудников, которым нужны усовершенствованные инструменты обеспечения мобильности (включая унифицированный офис) и средства мобильных коммуникаций для основных типов мобильных платформ. Advanced Edition позволяет организовывать взаимодействие с большим количеством абонентов, использует интегрированную голосовую и видеосвязь, а также конференц-связь по сценарию «лекционная доска». Professional Edition — профессиональная версия для сотрудников, задействующих преимущества усовершенствованных видео- и аудиокоммуникаций, в том числе ВКС высокого разрешения (HD), голосовой доступ к сообщениям и другие персональные приложения.

Avaya выпускает различные IP-телефоны для унифицированных коммуникаций. Особое место в ее продуктовой линейке занимает комплекс Avaya Unified Communications Solutions для Windows Mobile. Он включает в себя упомянутый Avaya Communication Manager, Avaya Meeting Exchange (ПО для организации аудиоконфренц-связи на предприятиях среднего бизнеса, интегрируемое с приложениями виртуальной конференц-связи и другими клиентскими приложениями Microsoft, IBM и Adobe) и Avaya one-X Mobile — программное решение для интеграции смартфонов Nokia S60 в корпоративную голосовую сеть.

Еще одной новинкой Avaya в области UC является one-X Portal. ЭтотWeb-интерфейс позволяет объединить корпоративные ресурсы связи, телеконференций и голосовой почты, обеспечивает доступ к корпоративной информации и интеграцию с мобильным телефоном в любой момент в любой точке мира.