Появление и взрывной рост популярности социальных сетей не могли остаться не замеченными представителями бизнеса.

Аналитики, разработчики программного обеспечения и корпоративные заказчики единодушны в том, что феномен социальных сетей должен быть поставлен на службу бизнесу. «Корпоративное программное обеспечение социальных сетей будет самой популярной и удачной новой технологией универсальных рабочих мест в текущем десятилетии. 30% компаний начнут вкладывать средства в организацию внутрикорпоративных пространств наподобие MySpace», — прогнозируют авторы аналитического отчета, опубликованного в конце прошлого года Gartner. По мнению Forrester Research, предприятиям вообще пора отказаться от традиционной модели управления «сверху вниз»: им необходимо развивать и поддерживать функционал сетевых сообществ.

Надежды, возлагаемые бизнесом на социальные сети в их корпоративном преломлении, имеют определенные основания. Согласно оценкам экспертов, лишь 4% всех знаний, которыми располагает современная среднестатистическая компания, представлены структурированной информацией. Еще 16% приходятся на неструктурированную информацию, а оставшиеся 80% — это знания в головах людей, не закрепленные в какой-либо внешней форме. Их извлечению и продуктивному использованию для достижения лучших бизнес-результатов и должны способствовать социальные сети.

Аналитики McKinsey признают, что 41% активности сотрудников американских компаний составляют скрытые взаимодействия, т.е. коммуникации, не имеющие документального выражения. Логично предположить, что на российских предприятиях, где строгие регламенты документирования бизнес-коммуникаций и их результатов являются скорее исключением, нежели правилом, доля скрытых взаимодействий еще выше. При этом программное обеспечение, поддерживающее такие взаимодействия, внедряется довольно редко. Да и вообще элементы социальных сетей присутствуют преимущественно в потребительском, а не в корпоративном сегменте.

В наши дни каждую секунду в Internet появляется новый блог, и их общее количество уже перевалило за 55 млн. Аудитория социальных сетей ежегодно увеличивается в среднем на 50% и сейчас составляет примерно 70 млн уникальных посетителей в месяц. Примечательно, что такая активность пользователей в большинстве случаев не имеет под собой материальных стимулов. Она обусловлена лишь естественным стремлением к самовыражению и ценностью общения с членами сообщества, которое частенько формируется по профессиональному принципу, но за пределами какой бы то ни было компании.

Многие эксперты полагают, что последнее обстоятельство не является принципиальным, и социальные сети могут формироваться внутри организации для использования так называемого «социального капитала» в интересах бизнеса. Результатами перенесения компонентов социальных сетей в корпоративную среду должны стать рост производительности, оперативности и качества управленческих решений, уровня адаптивности бизнеса к изменяющимся рыночным условиям и его инновационности.

Свое видение перспектив использования социальных сетей на предприятии и соответствующий инструментарий представила российским заказчикам на ежегодном бизнес-форуме корпорация IBM. В ее новое приложение Lotus Connections входят пять модулей поддержки совместной работы (персональные профайлы, сетевые сообщества, блоги, закладки и активность), которые соответствуют основным компонентам социальных сетей. Профайлы содержат сведения о сотруднике и призваны облегчить его поиск по имени, квалификации, участию в проектах, ключевым словам и т.п. Модуль сетевых сообществ предназначен для их создания, модерирования (включая ведение адресных книг) и поиска. Модуль блогов вряд ли нуждается в комментариях, а средства управления закладками поддерживают не только хранение оных и предоставление коллегам доступа к ним, но и возможность сортировки по популярности, привязку к ключевым словам и организацию регулярной подписки на закладки, создаваемые другими пользователями. Наконец, модуль активности — это удобное средство упрощенного неформального управления отдельными задачами и целыми проектами.

Важной особенностью нового продукта является возможность его интеграции с другими приложениями коллективной работы IBM, прежде всего с Notes, Sametime и Portal. Такая интеграция обеспечивает органичное сопряжение внедряемых на предприятии элементов социальных сетей с имеющимися бизнес-процессами.

Lotus Connections выходит на рынок во II квартале текущего года, но ее первым корпоративным пользователем уже стала IBM. По словам Василия Демина, возглавляющего направление продаж ПО Lotus в российском представительстве IBM, четыре из пяти компонентов Lotus Connections применяются в самой компании. Российские пользователи смогут в полной мере оценить его возможности не ранее следующего года: именно на это время намечен выпуск русскоязычной версии.