После образования СП Nokia Siemens Networks 1 апреля 2007 года появилась определенность в отношении подразделений бывшего Siemens Communications, отвечавших за работу с операторами связи.

А вот о судьбе департамента корпоративных продаж до последнего момента можно было лишь догадываться. Одно время циркулировали слухи о том, что руководство Siemens ищет кандидата для образования совместного бизнеса по аналогии с тандемом Nokia-Siemens, потом заговорили о его продаже. Лишь в конце 2006 года стало известно, что подразделение корпоративных продаж Siemens Communications трансформировалось в 100-процентную «дочку» Siemens AG, получившую название Siemens Enterprise Communications GmbH & Co (SEC). Впрочем, вопрос о продаже реструктуризированной компании или других формах кооперации с третьей стороной по-прежнему оставался открытым.

Знакомство вслепую

Во время московской телекоммуникационной выставки «Связь-Экспокомм» состоялась первая пресс-конференция главы Siemens Enterprise Communications в России и СНГ Гетца Эренпфордта, на которой он собирался рассказать о стратегии развития компании и инновационных решениях для корпоративного сектора. Однако на многие вопросы о бизнесе г-н Эренпфордт ответить не смог (или не захотел), а с технологическими новинками проще всего было ознакомиться на выставочном стенде. Отметим, что в этом году экспозиция Siemens — традиционного партнера основной российской ИКТ-выставки — оказалась менее масштабной, чем раньше, поскольку Nokia Siemens Networks отказалась от участия в мероприятии.

Гетц Эренпфордт сообщил, что Siemens Enterprise Communications будет работать в России еще активнее, чем преждеВсе, о чем говорил Гетц Эренпфордт, сводилось к двум маркетинговым тезисам: теперь Siemens Enterprise Communications будет работать в России еще активнее, чем прежде, и компания стремится стать мировым лидером в области решений для открытых коммуникаций. К «открытым коммуникациям» Эренпфордт, судя по всему, причислил весь комплекс стандартных IP-технологий, служащих для построения конвергентной инфраструктуры и коммуникационных приложений на предприятиях. И, конечно же, в Siemens не могли обойти стороной такую модную тему, как сервис-ориентированная архитектура (SOA). Если верить официальным пресс-релизам, поддержка SOA реализована в некоторых решениях семейства HiPath только сейчас — при том, что со времен прошлогодней выставки CeBIT в продуктовом ассортименте Siemens для корпоративных пользователей не появлялось принципиальных новинок (за исключением телефонных SIP-аппаратов OpenStage и приложений для управления WLAN-сетями и клиентами).

Эренпфордту был задан вполне конкретный вопрос о возможных альянсах с другими производителями систем корпоративного класса. В ответ прозвучало, что сейчас главная цель SEC — оптимизация организационной структуры предприятия по всему миру, не исключающая глобального партнерства с заинтересованными сторонами. Развивать партнерские отношения Siemens планирует с имеющимися и новыми партнерами. Кстати, по итогам прошлого года соотношение прямых продаж корпоративных систем и поставок через партнерский канал в нашей стране составляло примерно 50:50. В нынешнем году глава Siemens Enterprise Communications в России надеется довести долю канальных продаж до 80% общего оборота.

Еще один вопрос, оставшийся без четкого ответа, — возможное сокращение персонала Siemens Enterprise Communications с целью экономии. Не секрет, что глобальная реструктуризация бизнеса Siemens Communications была инициирована, чтобы увеличить прибыльность бизнеса немецкого концерна в высокотехнологичных областях и обеспечить конкурентные преимущества в условиях нарастающего давления со стороны азиатских поставщиков. О том, как реализуются поставленные задачи в СП Nokia Siemens Networks, мы уже сообщали: руководство пошло на весьма непопулярные в Европе меры сокращения штата примерно на 9 тыс. человек. Часть уволенных специалистов найдет новое место работы в компаниях, тесно сотрудничающих с Nokia Siemens.

В случае с SEC о предстоящих сокращениях штата, состоящего из 17 тыс. человек, ничего не говорится. Эренпфордт пояснил, что главная задача кадровой политики компании — «назначать правильных людей на правильные места». Означает ли эта сентенция, что «неправильные люди», занимающие «правильные места» останутся без работы? Время покажет, но в любом случае увольнения, скорее всего, не грозят российскому офису, перед которым поставлена задача интенсивного роста объемов продаж и увеличения доли рынка.

Клиент созрел

Довольно важной новостью стало решение SEC о введении новой партнерской категории — сервисных партнеров. К ним будут предъявляться весьма жесткие требования: соответствие ISO 20000, использование принципов ITSM, присутствие не менее чем в 15 городах России. Директор департамента развития бизнеса Siemens Enterprise Communications Сергей Матросов сообщил, что среди отечественных ИТ-компаний можно найти несколько кандидатов, удовлетворяющих таким требованиям, а иметь много сервис-партнеров Siemens и не нужно. В их обязанности будет входить развитие всех направлений деятельности, привносящих добавочную стоимость в продукцию производителя. В первую очередь, речь идет о развертывании управляемых коммуникационных сервисов и удаленном мониторинге установленного у клиентов оборудования.

Делая ставку на открытые и совместимые решения, Siemens Enterprise Communications приступил к продвижению в нашей стране коммуникационной платформы старшего класса HiPath 8000. Она относится к «чистым» SIP-решениям и может масштабироваться до поддержки 100 тыс. абонентов. Эту систему нельзя назвать новинкой, так как более года назад она уже была доступна для покупки зарубежным заказчикам, но ввозить ее в Россию пока не рисковали. Крупным российским предприятиям, насчитывающим десятки тысяч рабочих мест и имеющим распределенную структуру, Siemens адресовала конвергентную платформу HiPath 4000. Теперь же, считают в SEC, бизнес в России (особенно ориентированный на западные стандарты) «дозрел» до использования «чистых» VoIP-систем на базе протокола SIP — коммуникационных серверов HiPath 8000 и телефонов OpenStage.


Своевременные новинки

Экспозиция Siemens Enterprise Communications на московской выставке включала в себя как уже известные российским пользователям решения, так и новинки, выпущенные в конце 2006 года. К последним относятся аппаратные SIP-терминалы OpenStage, которые со временем должны прийти на замену аналоговым и цифровым телефонам optiPoint. В российской столице были представлены три модели OpenStage (с базовыми и расширенными функциональными характеристиками), а в будущем к ним добавится еще и модуль расширения для рабочего места секретаря. Телефоны оснащены дисплеями разного типа, и на самом большом из них можно видеть не только информацию о контактах, но и отображение Web-страниц в Internet.

Посетители стенда не оставили без внимания и другую новинку Siemens, которую разработчик очень своевременно привез в Россию, — если учесть недавнее решение о создании единой службы «112». Речь идет о решении для построения центрального диспетчерского терминала служб экстренного реагирования. Этот программно-аппаратный комплекс позволяет диспетчеру анализировать поступающие на общий входящий номер звонки, распределять их по компетентным службам, а также оперативно связываться с бригадами спасателей, которые в данный момент находятся ближе всего к месту происшествия.