Процесс развития сетевых технологий непрерывен. Каждый новый день приносит новые возможности и функции, специализированные протоколы и сервисы, призванные ускорить и упростить бизнес-процессы.

Современный взгляд на информационные технологии предполагает, что они должны рассматриваться как часть бизнес-стратегии компании, нацеленная на получение дополнительных доходов. ИТ дают новые конкурентные преимущества, позволяют повышать производительность труда и уровень удовлетворенности клиентов. А для достижения этих благ, безусловно, необходимо непрерывное, продуманное и отвечающее постоянно меняющимся потребностям бизнеса инвестирование в ИТ.

Выбор стратегии: теория и практика

Мы рассматриваем любые инвестиции в ИТ как часть корпоративной бизнес-стратегии. Четкая формулировка этой стратегии позволяет планировать инвестиции с учетом развития имеющейся или создания новой сетевой инфраструктуры, а также понимания ее роли в реализации бизнес-задач. Таков, на наш взгляд, правильный «теоретический» подход к данному вопросу, но что же происходит на практике? Зачастую действующая сетевая инфраструктура воспринимается как данность, и у руководителей не возникает желания оптимизировать ее, превращать в современную мультисервисную, ориентированную на пользовательские услуги систему.

Постараемся объяснить причины этого явления. Прежде всего, корни проблемы нужно искать на стыке технологий и экономики предприятия. Обычно за ИТ в компании отвечает начальник соответствующего отдела, который в подавляющем большинстве случаев не имеет необходимой компетенции для финансового обоснования того или иного проекта. Технический отдел способен предоставить только предполагаемые данные — по снижению трудозатрат на администрирование, стоимости каналов связи, времени ожидания в очереди вызовов и т.д. К сожалению, он не может перевести качественные критерии (удовлетворенность клиентов, комфорт работы сотрудников) в количественные показатели — это, скорее, задача маркетологов.

Мы подошли к главному — отсутствию горизонтальных связей между подразделениями, которые могут обосновать все выгоды от модернизации сети. Эта проблема, как нам кажется, является основной причиной различий между теоретической оценкой роли сетевой инфраструктуры и ее реальным местом в стратегии компании.

О подходах и стандартах

Несколько слов — о стандартах и соглашениях, принятых для управления инвестициями в ИТ-проекты. Они, безусловно, применимы и для оценки инвестиций в сетевую инфраструктуру. Основными являются стандарты CobiT (Control Objectives for Information and related Technology) и Val IT (business Value from IT investments), первый из которых описывает общие принципы с позиции «как нужно делать», а второй — с позиции «что мы должны заработать». Оба стандарта очень интересны и, что бывает нечасто, применимы к российской действительности, пусть и с некоторыми оговорками.

При управлении инвестициями в развитие сетевой инфраструктуры наиболее актуален подход Val IT, включающий в себя несколько постулатов:

  • инвестиции с применением информационных технологий (IT-enabled) управляются как совокупность (портфель) решений;
  • определение стоимости ИТ-проекта базируется на принципе разных категорий инвестиций, которые управляются по-разному и приносят разные виды доходов;
  • стратегия Val IT устанавливает ключевые позиции оценки и контрольные точки реагирования на изменяющиеся условия.

Если исходить из того, что модернизация сети компании является инвестиционным проектом, то оценка его эффективности попросту необходима и должна учитываться при разработке общей стратегии компании. Мы советуем специалистам, особенно руководителям сетевых отделов, ознакомиться с упомянутыми стандартами, поскольку это поможет гораздо эффективнее взаимодействовать с другими подразделениями и получать максимальную отдачу от инвестиций. Кроме того, стандарты описывают не только способы оценки эффективности, но и этапы реализации комплексных сетевых проектов масштаба предприятия. Формализация процессов инвестирования позволит внести ясность в каждый этап проекта.

Непрерывное инвестирование

Камнем преткновения в вопросе развития сетевой инфраструктуры является понимание непрерывности цикла «планирование — инвестиции — анализ — планирование и т.д.». Чтобы отвечать современным требованиям бизнеса и быть конкурентоспособной, компания должна поддерживать этот цикл, не ограничиваясь спонтанными инвестициями после сбоев или из-за необходимости единовременного расширения сети. Только развивающаяся в рамках цикла сеть остается производительной, удобной и способной к модернизации. Полная замена морально устаревшего оборудования требует серьезных вложений, размер которых превышает совокупную стоимость постепенного апгрейда оборудования на протяжении достаточно длительного периода.

Внедряя какую-то новую технологию, компания должна иметь представление о последующих шагах. Но реалии таковы, что сегодня в России только операторы связи и сервис-провайдеры имеют долгосрочные планы инвестирования в ИТ. На предприятиях, не использующих сети напрямую для получения доходов, дела обстоят гораздо хуже. Планы модернизации и развития корпоративной сети есть в среднем у одной-двух из десяти компаний. И даже такие планы не привязаны к бизнес-стратегиям фирм, поэтому они являются не руководством к действию, а лишь общими ориентирами. Отличительная особенность этих планов — их постоянное переписывание, влекущее за собой колоссальные трудозатраты, вложения в замену оборудования и простои системы. В результате снижаются финансовые показатели предприятия.

Хотелось бы добавить, что инвестиции в ИТ-инфраструктуру можно возвращать не напрямую, а за счет повышения стоимости акций. Например, если оценочная стоимость предприятия до начала реализации проекта составляла примерно 200 тыс. долл., то после внедрения ERP-системы она может вырасти до 1 млн долл. Таким образом, грамотное управление инвестициями в сетевую инфраструктуру позволяет многократно повысить уровень капитализации бизнеса и инвестиционную привлекательность компании.

Антон Гриев (root@uafit.ru) — инженер по мультисервисным сетям компании ЮАФИ-Т