В сентябре прошлого года компания IDC, агентство корпоративных коммуникаций OSP-Con и журнал «Сети» провели конференцию для корпоративных пользователей сетевых и телекоммуникационных решений под названием «Бизнес на платформе IP: сетевая инфраструктура современного предприятия». На ней обсуждалось множество вопросов, но суть дискуссий сводилась не к тому, стоит ли покупать телефонную станцию с поддержкой VoIP, а к тому, как эффективнее всего объединить ее функционал с другими корпоративными приложениями.

В этой связи вспоминается еще одна конференция, которую проводил наш журнал в далеком 2000-ом году. Ее название «IP-УАТС: стоит ли игра свеч?» говорит само за себя. Специалисты размышляли над концептуальными вопросами, далекими от повседневной практики эксплуатации: способны ли IP-УАТС заменить традиционные станции, какие задачи лучше решать с помощью IP-УАТС, окупятся ли расходы на внедрение? Хотя окончательный «вердикт» конференции гласил, что конвергентную телефонию ждет светлое будущее, многие участники мероприятия отнеслись к этой формулировке довольно скептически.

За шесть с половиной лет менталитет российских компаний радикально изменился. Сегодня даже в удаленных уголках страны никто не сомневается в пользе технологий VoIP, но местами их не торопятся внедрять по вполне обоснованным причинам. Первая из них — экономическая нецелесообразность, вторая — неразвитость местной телекоммуникационной инфраструктуры.

Продолжая в этом спецвыпуске журнала тему «Бизнес на платформе IP», мы хотели бы затронуть все многообразие проблем, обуславливающих степень использования IP-технологий в коммуникационной среде отечественных предприятий. Именно поэтому, скажем, статья о цифровизации аналоговых линий связи соседствует здесь с материалами об унифицированных коммуникациях.

Россия — огромная страна, а потому скорость информирования ИТ-специалистов о новейших разработках и темпы роста их профессиональной грамотности превышают скорость распространения самих технологий. Однако в этом есть свои плюсы. Например, когда современные линии связи будут подведены к каждой буровой и угольной шахте, дело останется за малым — подключить такие линии к единой IP-инфраструктуре и запустить конвергентные приложения.

Самую трудоемкую часть перехода на IP — моральную и техническую подготовку специалистов ИКТ-департамента и вышестоящего руководства — можно реализовать заранее, пока строятся каналы связи и «утрясаются организационные моменты». В этом случае компаниям не придется вновь задавать себе риторические вопросы о пользе IP-телефонии для бизнеса. Время теоретических размышлений о судьбах VoIP закончилось, и пришла пора решительных действий.

Игорь Елисеев, главный редактор, i_eliseev@osp.ru

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями