В конце марта исследовательская компания Eastern Management Group обнародовала список 50 крупнейших операторов мира за 2006 год. Это – ежегодный рейтинг, при составлении которого анализируются объемы выручки операторов в двухстах странах мира. На сей раз первое место заняла японская компания NTT (ее выручка достигла 95 млрд долл.), за ней выстроились Verizon Communications, AT&T, Deutsche Telekom, Telefonica, France Telecom и Vodafone Group. В список попал единственный российский сотовый оператор, компания «Мобильные ТелеСистемы», занявшая предпоследнее, 49-е место.

 

 

В России МТС занимает прочные позиции и является лидером так называемой «большой тройки» сотовых операторов, куда относятся также «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») и «МегаФон». Именно эти три основных игрока, по прогнозам аналитиков, в самое ближайшее время «поделят» между собой оставшихся жителей страны, которые пока не пользуются услугами сотовой связи. Таковых к началу марта 2007 года насчитывалось не более 15 млн человек. По сведениям агентства AC&M Consulting на сегодня уровень проникновения мобильной связи вырос до 105% (имеется в виду общее количество SIM-карт у населения). Однако если говорить о реальном использовании мобильных телефонов, результаты получатся иные. Как сообщил вице-президент МТС и директор бизнес-единицы "МТС Россия" Михаил Шамолин, уровень проникновения на данный момент составляет около 70%. В ближайшее время он может вырасти до 85% и больше изменяться уже не будет: «Мировая практика рынка не раз показывала существование естественной границы проникновения услуг, и настанет время, когда новых потенциальных абонентов практически не останется». 

 

 

По итогам 2006 года МТС сохранила лидирующие позиции в России с долей рынка около 34% по количеству обслуживаемых абонентов. На Украине доля МТС еще выше - 41%, а по собственным оценкам на рынках Узбекистана и Туркменистана компания занимает 58% и 83% соответственно. Всего за год консолидированная абонентская база МТС увеличилась на 14,7 млн абонентов, 7 из которых пришлись на Россию. По состоянию на 28 февраля 2007 года она насчитывала 73,79 млн пользователей. Стоит также отметить снижение коэффициента оттока абонентов в России от 6,4% (третий квартал 2006 года) до 5,1% (четвертый квартал). Но в целом за минувший год этот показатель, наоборот, увеличился с 20,7% до 23,3%. 

 

 

Средний ежемесячный трафик в пересчете на одного абонента (MOU) в прошлом году немного увеличился, достигнув 129 минут, тогда как показатель ARPU снизился с 8,4 до 7,9 долл. Чистая прибыль ОАО "Мобильные ТелеСистемы" выросла по сравнению с 2005 года на 10,6%, до 1,246 млрд долл. (без учета списания 150 млн долл. за несостоявшуюся покупку акций киргизского GSM-оператора BiTel). Консолидированная выручка за отчетный период увеличилась на 27,4%, до 6,384 млрд долл., показатель OIBDA - на 27,2% и составил  3,229 млрд долл. При этом маржа OIBDA снизилась всего на 0,1 процентный пункт, до 50,7%. Операционная прибыль МТС достигла 2,133 млрд долл., превысив на 30,7% итоги 2005 года.

 

 

Комментируя работу своей компании в 2006 году, президент ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Леонид Меламед сказал: «Это был год существенных изменений, как на рынке, так и внутри компании. Трансформация конкурентной среды потребовала от нас нового подхода к ведению бизнеса». Одним из главных изменений, по его мнению, стал ребрендинг МТС, стартовавший в мае 2006 года, в рамках вывода на рынок сквозного бренда группы компаний «Система Телеком» (дочернего холдинга АФК «Системы», отвечающего за управление телекоммуникационными активами). Как убежден Медамед, изменения логотипа, фирменного стиля и оформления офисов продаж явились отражением масштабной внутренней трансформации бизнеса МТС, в основе которой лежит переход от технологичной к клиент-ориентированной бизнес-модели, характерной для зрелых рынков.

 

 

Руководство МТС подчеркивает, что период строительства телекоммуникационной инфраструктуры для предоставления клиентам услуг связи, практически завершился. Вместе с тем, капитальные затраты этого оператора в основные средства в прошлом году составили 1,45 млрд долл., еще 272 млн долл. было потрачено на приобретение нематериальных активов. Наряду с другими операторами «большой тройки», МТС считается одним из главных претендентов на получение лицензии 3G в России. Согласно решению Мининформсвязи РФ, на конкурсной основе распределяются три лицензии на создание и эксплуатацию сетей третьего поколения, причем победители станут известны уже в конце апреля 2007 года.

 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями