Потратить деньги в Internet можно сотнями способов. В Сети представлены сотни категорий товаров, в торговых операциях участвуют пользователи со всего мира, и понятно, что в виртуальном пространстве «крутятся» колоссальные суммы. Не будем забывать и о теневом Internet-рынке, обороты которого исчисляется десятками миллиардов долларов.

Рано или поздно продвинутый пользователь с хорошей смекалкой начинает задумываться о том, как заработать в виртуальном пространстве. Оговоримся сразу, что нас интересуют только те способы, которыми можно пользоваться без заключения договора с какой-либо организацией. И, конечно же, речь идет исключительно о легальной деятельности.

В первую очередь, Internet — отличная площадка для самовыражения. Творческий человек может найти здесь не только инструменты для реализации своих способностей, но и благодарных поклонников, а также людей, готовых оказать ему финансовую поддержку. На сайтах для «фрилансеров» содержится множество предложений для журналистов и писателей, Web-дизайнеров, программистов и фотографов… Прелесть такого способа заработка заключается в том, что выполнять работу можно, не встречаясь с работодателем и порой даже не выходя из дома.

Все большую популярность обретают виртуальные дневники пользователей (блоги). В Сети насчитывается примерно 60 млн дневников, и их количество постоянно растет. Авторы этих страничек и активисты блог-движения пытаются найти возможности получения коммерческой отдачи от своих талантов, но, к сожалению, большинство таких способов пока неприменимы к российскому фрагменту Internet. А вот владельцы популярных англоязычных блогов размещают в них за определенную плату обзорные статьи, посвященные каким-то продуктам, услугам или Web-сайтам. Система PayPerPost объединяет авторов сетевых дневников и рекламодателей, желающих анонсировать свои сайты на их ресурсах. Блоггеры получают не менее 2,5 долл. за каждое сообщение, и некоторые из них ежемесячно зарабатывают на этом более 1 тыс. долл.

Неплохие деньги приносит размещение в блогах контекстной рекламы, ссылок и элементов РРС (Pay Per Click), позволяющих учитывать, сколько пользователей перешло на определенные ресурсы в результате «кликов» по баннерам. Правда, серьезные заработки пока доступны лишь зарубежным блоггерам (например, известный на Западе владелец сетевого дневника Стив Павлина получает благодаря своему «детищу» до 9 тыс. долл. в месяц), а в Рунете неплохой платой за несколько недель серьезной работы с контентом и партнерами считаются 200 долл.

Профессионалы «блогосферы» советуют пользователям Рунета, желающим зарабатывать на своих ресурсах, вступать во влиятельные сообщества. Недавно в Рунете была создана площадка для ведения личных дневников, владельцы которых могут зарабатывать на рекламе Google Adsense. Пользователи МойКруг.ру получили возможность искать единомышленников в рамках профессиональной среды, вести с коллегами дискуссии за виртуальным «круглым столом», делиться новостями, работать над проектами. Авторы самых ярких идей имеют шанс на сотрудничество с крупными коммерческими организациями. Иногда они получают выгодные предложения от работодателей или солидные финансовые средства для реализации задуманного.

Одной из отличительных особенностей дневников, размещенных на данной площадке, является их персонализация, т.е. привязка к имени конкретного человека. Благодаря этому интересные авторы получают дополнительную известность, причем их интеллектуальная собственность гораздо лучше защищена. В сотрудничестве с компанией Google владельцы личных блогов могут размещать в них текстовые блоки с рекламой и получать за это деньги. Создатели площадки МойКруг.ру подчеркивают, что пользователи других «дневниковых» серверов, например Livejournal, также могут зарабатывать с помощью данной схемы. Им необходимо лишь синхронизировать свои ресурсы с инструментарием платформы.

Конечно, можно зарабатывать в Сети и другими способами — например, создать Web-ресурс и продавать на нем уникальный авторский контент (тексты, музыку, программное обеспечение). Некоторые люди организовывают в Сети благотворительные фонды или «сайты на миллион», продающие рекламные места. Однако с усложнением проектов возрастает не только их прибыльность, но и сумма первоначальных вложений, а к тому же появляется необходимость в помощниках. И тогда личная инициатива перестает быть приработком, превращаясь в серьезный бизнес.

Юлия Кольдичева, обозреватель журнала «Сети», jkold@osp.ru