Хотя Париж расположен относительно недалеко от столицы испанской Каталонии, примечательно, что главным действующим лицом обоих мероприятий мирового масштаба стала Патриция Руссо, главный исполнительный директор объединенной корпорации Alcatel-Lucent.

Впервые за многолетнюю историю форума Alcatel по корпоративным сетям с приветственным обращением к его участникам обратился человек, вышедший не из недр Alcatel. До объединения компаний, которое формально завершилось 1 декабря 2006 года, г-жа Руссо возглавляла американскую Lucent Technologies. Еще большую пикантность ситуации придал тот факт, что в прежней структуре Lucent вообще не было направления работы с корпоративными клиентами. Следовательно, Руссо должна была восприниматься как неофит, которому лишь предстоит выяснить состояние дел на новом для него рыночном поле. Однако ничего подобного не произошло: «железная леди» мировых телекоммуникаций уверено поднялась на сцену Дворца конгрессов, и многотысячная аудитория взорвалась отнюдь не «протокольными» аплодисментами, приветствуя заокеанского лидера объединенной корпорации.

По поводу культурных различий американцев и французов, в том числе их подходов к ведению бизнеса, за последний год было сломано немало копий. Разумеется, это нельзя было сбрасывать со счетов, прогнозируя успех или неудачу самой крупной в истории телекоммуникаций транснациональной сделки. Сложно сказать, что оказалось важнее — победоносная харизма самой Патриции или ее французская фамилия, — но опасения насчет конфликта двух культур довольно быстро улеглись. И даже за стенами Дворца конгрессов возобновился процесс взаимного «сближения народов», приостановленный в последнее время серьезными внешнеполитическими разногласия Франции и США.

Глава Alcatel-Lucent провозгласила новую формулу глобального видения рынка, в которой ее компании отводится место поставщика критически важных коммуникационных сервисовИсполнительный директор Alcatel-Lucent сообщила участникам форума (а их собралось более 8 тыс.), что с юридической точки зрения создание крупнейшей корпорации на телекоммуникационном рынке завершено. Обновленная компания обладает уникальным портфелем решений, охватывающим все имеющиеся продуктовые группы. Она имеет в своем распоряжении мощнейшую научно-исследовательскую базу (состоящую из Bell Labs и подразделений Alcatel R&D) и в равной мере присутствует на рынках всех континентов (примерно по трети выручки приносят Европа, Северная Америка и развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки).

Законченный портфель телекоммуникационных решений дает реальную возможность предлагать полнофункциональные, сквозные, управляемые решения для бизнеса. Пользуясь этим, Руссо провозгласила новую формулу глобального видения рынка. Alcatel-Lucent «видит» себя на нем как поставщика критически важных для бизнеса коммуникационных сервисов (Business Critical Communications, BCC). Как следует из слов г-жи Руссо, корпоративным заказчикам останется лишь сосредоточиться на развитии профильного бизнеса и улучшении взаимодействия с клиентами, а все технологическое обеспечение бизнес-задач они смогут доверить Alcatel-Lucent.

Первый камень в фундамент концепции BCC был заложен еще на прошлогоднем форуме Alcatel Enterprise Forum. Тогда компания взяла курс на предоставление управляемых коммуникационных услуг (MCS) в сотрудничестве с независимыми сервис-провайдерами (см. «Сети», 2006, №4, статья «Сервисы от мала до велика»). Год спустя президент департамента Alcatel-Lucent Enterprise Business Group Юбер де Паскиду сообщил, что программа позволила резко увеличить число обслуживаемых предприятий из сферы SMB и объем продаж устройств из соответствующих линеек.

Во время проведения форума в далекой Австралии к MCS, предоставляемым через сеть местного IP-провайдера, был подключен 10-миллионный пользователь универсальной платформы OmniPCX Office (она рассчитана на обслуживание предприятий, имеющих до 500 работников). Такие хостинговые решения предполагают размещение серверного оборудования на площадке провайдера или клиента, а также организацию полного контроля и управления им с помощью средств удаленного доступа. Подписчику на MCS не обязательно иметь в штате квалифицированных технических специалистов, заботиться о работоспособности системы, ее модернизации и т.д. Услуги, как правило, оплачиваются ежемесячно в зависимости от числа конечных пользователей (терминалов).

К форуму было приурочено подписание глобального партнерского соглашения между Alcatel-Lucent и Orange Business Services (OBS) — выделенным подразделением группы France Telecom, обслуживающим бизнес-клиентов. Соглашение распространяется на все страны, где есть представительства OBS, и нацелено на оказание компаниям полнофункциональных сквозных (End-to-End) услуг в области корпоративной телефонии, частных сетей IP-VPN, приложений Unified Communications, конвергенции фиксированных и мобильных сетей, мультимедийных контакт-центров. При этом не важно, какую модель получения этих сервисов выбирает заказчик (хостинг, аутсорсинг или развертывание оборудования на своей территории).

В целом за 2006 год, отметил Юбер де Паскиду, корпоративный бизнес Alcatel-Lucent вырос на 15%, что вдвое превышает общемировые темпы развития рынка Enterprise-решений. В Северной Америке зафиксирован прирост продаж на 22%, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе — на 30%. Объединившись с Lucent, Alcatel получила доступ не только к новым продуктам и технологиям, но и к самому крупному «корпоративному» заказчику в мире — правительству США. Прежде Lucent практически не имела решений для организации корпоративных служб передачи голоса и данных, а возможности Alcatel на американском рынке были ограниченными, поэтому теперь следует ожидать взрывообразного роста продаж и доли рынка Alcatel-Lucent именно за океаном.

Консолидация телекоммуникационных производителей вновь актуализировала вопрос о том, какой подход более эффективен: строительство корпоративной сети с помощью продуктов и технологий единственного производителя или собирание мозаики из лучших предложений разных поставщиков. Еще несколько лет назад ответ на него звучал как приговор: ни один производитель не в состоянии «закрыть» весь спектр сетевых потребностей крупной фирмы, а значит, им не стоит и пытаться быть лидерами в определенных продуктовых группах. К тому же заказчики говорили о недопустимости зависимости от одного поставщика. Однако время, похоже, вновь опрокидывает устоявшиеся истины.

Настойчивые заявления крупнейших участников рынка о том, что они обладают законченными продуктовыми линейками для предприятий разного размера и отраслевой специфики, нужно расценивать не иначе как готовность «контролировать» все запросы и, конечно, немалые ИКТ-бюджеты. Но самое замечательное состоит в том, что стратегия Business Critical Communications, обнародованная CEO Alcatel-Lucent, по большому счету, не вписывается в практику построения мультивендорных сетей или достижения компромиссов с конкурентами при сотрудничестве с конкретными клиентами. Реализуя эту стратегию, Alcatel-Lucent хотела бы стать для заказчиков доверенным технологическим и сервисным партнером, который помогает мгновенно осуществлять любые трансформации коммуникационных сервисов и бизнес-процессов, оправданные в изменчивой конкурентной среде.

Было бы наивно полагать, что транснациональные корпорации легко откликнутся на инициативу Alcatel-Lucent и допустят компанию к управлению информационными сетями, хотя во всем мире передача на аутсорсинг поддержки, управления и модернизации сетевой инфраструктуры уже стала распространенном явлением. В подтверждение этого участникам Enterprise Forum-2007 были представлены два «кейса», в которых объединенной корпорации отводилась роль трансформатора базовой сети и коммуникационных сервисов. В первом случае клиентом оказался Университет при Медицинском центре Питтсбурга (UPMC), насчитывающий порядка 40 тыс. работников и получающий многомиллиардные доходы от оказания медицинских услуг. Ну а вторым клиентом стало довольно типичное для США высшее учебное заведение — частный университет Гонзага (Gonzaga University).

Первый проект подразумевал существенную модернизацию системы обслуживания пациентов и внутреннего процессинга за счет внедрения комплексного отраслевого решения Alcatel-Lucent, предназначенного для медицинских учреждений. Целью второго была полная реконструкция в учебных корпусах и кампусе сетевой инфраструктуры, благодаря чему пользователи получили беспроводный защищенный доступ к университетским серверам, и появилась возможность реализовать модель дистанционного обучения.


Великолепная семерка

 В рамках партнерской части Alcatel-Lucent Enterprise Forum состоялось награждение лучших партнеров по итогам работы в 2006 году. Среди 1600 реселлеров, действующих в разных странах, производитель отобрал лучших в семи номинациях. Из врученных им наград четыре достались европейским партнерам, причем одну из них — «Прорыв года» — получила российская компания «Авикон Текнолоджис». Как пояснил генеральный директор «Авикона» Сергей Капцов, награда присуждена за большой вклад дистрибьютора в увеличение продаж продуции Alcatel на отечественном рынке. По некоторым оценкам, объем поставок в Россию инфраструктурного оборудования для сетей передачи данных, на котором и специализируется «Авикон», вырос за последние два года более чем в три раза. Помимо «Авикона» официальными дистрибуторами подразделения Alcatel-Lucent EBG в нашей стране являются «Ландата» и CompTek.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями