Лет десять назад мобильные телефоны были редкостью, поскольку лишь избранные могли заплатить почти тысячу долларов за аппарат и несколько сотен «зеленых» — за ежемесячное обслуживание. Обладание сотовым терминалом означало принадлежность к касте успешных и состоятельных и приносило уважение в обществе. Разговор в полный голос по «мобильнику» в общественном месте не только не расценивался как нарушение приличий, а, напротив, считался особым шиком.

Сегодня эти беспроводные устройства есть почти у всех россиян, но понятие «мобильный этикет» все еще чуждо большинству абонентов. Romir Monitoring совместно с «ВымпелКомом» провели в 21 городе России опрос потребителей в возрасте от 18 до 55 лет. Выяснилось, что только 53% респондентов выключают сотовый телефон при посещении театров, выставок, кино и концертов, а 56% не отвечают на звонки во время деловых встреч. Примерно 19% не считают дурным тоном пользоваться в общественных местах играми с громким звуковым сопровождением.

Подобное отношение к окружающим возмущает людей интеллигентных, привыкших следовать правилам этикета. Не случайно несколько месяцев назад прошла общественная кампания против «мобильного хамства», поддержанная многими деятелями культуры. Особенно запомнился аудиоролик популярного актера Гоши Куценко, который настоятельно просил посетителей театра отключать сотовые телефоны во время спектакля.

Некоторые правила мобильного этикета подвержены переменам. Например, еще недавно звонки с фиксированного телефона на мобильный считались моветоном, поскольку платить за них приходилось вызываемой стороне. После введения принципа «платит звонящий» владельцы мобильных телефонов перестали с тревогой вглядываться в цифры незнакомого номера, пытаясь прикинуть оставшиеся на балансе средства. Теперь считается невежливым не отвечать на входящие звонки, поскольку вызывающая сторона готова тратить деньги на разговор с вами. Да «отмалчиваться» и невыгодно, ведь позже придется перезванивать самому.

По данным МГТС, за последние 3–4 месяца трафик, поступающий с фиксированных городских номеров на мобильные, значительно увеличился. Пользователи охотно звонят с рабочих телефонов на сотовые по личным и организационным вопросам. Отрадно, что 83% опрошенных Romir Monitoring подписчиков услуг связи перед началом разговора интересуются у вызываемого, удобно ли ему принять звонок. Лишь половина принимающих вызов переводит телефон в беззвучный режим или режим вибрации, чтобы мелодия не мешала окружающим, а 36% отвечают на все звонки вне зависимости от ситуации.

Владельцы беспроводных устройств связи с пониманием относятся к просьбам пилотов выключать трубки в самолете (это делают 80% респондентов). Правда, на высоте несколько тысяч метров телефоны все равно «не ловят» сеть.

Исследование Romir и «ВымпелКома» показало, что ситуация с «мобильным хамством» в нашей стране не безнадежна. Многие пользователи сотовой связи не придерживаются правил хорошего тона не из упрямства, а просто потому, что о них не знают. А главное, 9 из 10 респондентов приветствуют пропаганду правил мобильного этикета в обществе.

Учитывая все это, «Билайн» решил заняться формированием интеллигентного стиля общения отечественных абонентов. Совместно с отраслевыми специалистами, бизнесменами, деятелями культуры и журналистами оператор организовал серию «круглых столов» в 11 регионах России. На основе их результатов эксперты создали «Хартию мобильного этикета», содержащую основные правила хорошего тона пользователей сотовой связи.

В соответствии с «Хартией», каждый воспитанный абонент должен отключать телефон в тех местах, где висят таблички с соответствующими призывами, и переводить устройство в беззвучный режим в театрах, музеях и кинотеатрах. Следуя правилам безопасности на транспорте, необходимо свести к минимуму применение трубок в самолете и при вождении автомобиля. В общественных местах рекомендуется снижать громкость сигнала вызова и выбирать рингтоны, которые не раздражают окружающих. Возбраняется пользоваться чужим телефоном или сообщать его номер третьим лицам без разрешения владельца. С правилами «Хартии» можно ознакомиться на Internet-сайте «ВымпелКома», на Wap-портале «Билайна» и в справочнике абонента.

Юлия Кольдичева, обозреватель журнала «Сети», jkold@osp.ru

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями