Избитая истина гласит: чтобы повысить экономическую эффективность предприятия, следует подумать о сокращении расходов и росте доходов. Это правило применимо и к провайдерам услуг коммерческих дата-центров.

Начнем со снижения эксплуатационных затрат владельца ЦОД. Мы не будем касаться эффективности работы служб, обеспечивающих функционирование центра данных, привлечение и обслуживание клиентов, а затронем только технологические аспекты. Статистические исследования корпорации APC и других компаний свидетельствуют, что более 40% эксплуатационных затрат приходятся на энергопотребление. Из них, в свою очередь, свыше половины средств идет на системы кондиционирования и вентиляции.

Именно в этой плоскости и находится основной потенциальный источник экономии. Правильно спроектированная система охлаждения ЦОД может потреблять вдвое меньше электроэнергии. В денежном эквиваленте это означает сокращение эксплуатационных затрат более чем на 10%.

Отметим, что схема построения системы кондиционирования и вентиляции взаимоувязана со схемой размещения охлаждаемого оборудования, поэтому все нюансы компоновки стоек должны быть учтены еще на этапе проектирования. Конечно, это — общие соображения. Многое в эффективной работе системы охлаждения зависит от расположения здания, размещения внешних чиллеров (блоков системы кондиционирования) и других факторов. В результате у владельца ЦОД появляется ряд дополнительных возможностей для реализации технических идей, позволяющих сэкономить еще несколько процентов бюджета. Кроме того, 1–2% затрат можно «выиграть», обеспечив оптимальную загрузку устройств бесперебойного питания.

   

Базовые услуги ЦОД

Как уже упоминалось в статье «Расцвет в эпоху аутсорсинга» (см. «Сети», 2006, №13), основными услугами коммерческих ЦОД (как и вторичных хостинг-провайдеров) являются Colocation (сдача в аренду инфраструктурных ресурсов, в том числе серверных стоек или мест в этих стойках) и Dedicated (сдача в аренду инфраструктуры дата-центров вместе с вычислительными мощностями). Под инфраструктурными ресурсами ЦОД подразумевается сетевое и инженерное оборудование, обеспечивающее условия для надежного непрерывного функционирования клиентских серверов.

Покупая услуги Colocation, клиент платит провайдеру коммерческого ЦОД за следующее:

  • аренду площади/рабочего пространства;
  • обеспечение гарантированного бесперебойного электропитания;
  • предоставление в пользование сетевой инфраструктуры (в том числе выделенных каналов до офисов клиента или высокоскоростного соединения с Internet);
  • поддержку климатических условий, необходимых для функционирования клиентского оборудования;
  • информационную безопасность ИТ-ресурсов, соблюдение конфиденциальности данных и физическую безопасность оборудования (включая пожарную сигнализацию, газовое пожаротушение, защиту помещения от затопления и других стихийных бедствий).

В случае подписки на услугу Dedicated клиента больше не волнуют проблемы обеспечения необходимых климатических условий и физической сохранности оборудования, так как их решение становится заботой сервис-провайдера. Клиент платит за стабильное функционирование арендованного оборудования (обслуживание систем), за ремонт серверов или их «горячую» замену при выходе из строя.

При создании доходного бизнеса центра данных, опирающегося на сервисы Colocation, возможна реализация одной из двух базовых моделей продажи услуг:

  • оптовая сдача в аренду стоек и площадей под стойки (Colocation стоек). Эта модель позволяет снизить расходы на обслуживающую инфраструктуру и персонал ЦОД, но дает не очень высокую коммерческую отдачу с единицы площади;
  • сдача в аренду места в стойках (Colocation серверов, «поюнитная» аренда). В таком случае обеспечиваются рост отдачи с единицы рабочей площади, более высокий уровень диверсификации и большая стабильность бизнеса сервис-провайдера. Однако увеличиваются эксплуатационные расходы, поскольку приходится обслуживать достаточно много мелких клиентов.

Развитием концепции «поюнитной» аренды является услуга аренды серверов (Dedicated servers). Вместо того чтобы самостоятельно покупать сервер, клиент может арендовать его в дата-центре с условием последующего обслуживания.

Как правило, коммерческие дата-центры используют обе модели продаж. Сейчас услуги Colocation и, в меньшей степени, Dedicated являются основными источниками доходов владельцев ЦОД. При этом практически все рыночные игроки, ориентирующиеся на корпоративный хостинг, предлагают услуги обеспечения непрерывности бизнеса. По-видимому, в дальнейшем стоит ждать опережающего роста данного сегмента рынка.

Дополнительные услуги ЦОД

К таким услугам можно отнести резервное копирование и защиту информации (защиту от вторжений). Как правило, клиенты дата-центра используют локальное резервное копирование в дополнение к базовым услугам Colocation и Dedicated. В случае потери или повреждения данных на рабочих серверах клиента требуемая информация восстанавливается с резервных копий.

Удаленное резервное копирование можно рассматривать как низший уровень обеспечения непрерывности бизнеса. Информация копируется с заданной периодичностью из основного ИТ-центра клиента на системы хранения информации, размещенные на площадке ЦОД.

Защита от вторжений осуществляется благодаря размещению ИТ-систем клиента в защищенном сегменте сети и может дополняться услугами администрирования ИТ-ресурсов заказчика. Вдобавок предлагается множество более мелких дополнительных сервисов, связанных с публичным хостингом, которых мы не будем касаться в этой статье.

Обеспечение непрерывности бизнеса

Эти услуги хостинг-провайдеров обычно выделяют в отдельную группу. По сути, обеспечение непрерывности бизнеса представляет собой резервирование корпоративной ИТ-системы или ее части в центре данных, географически удаленном от основного офиса/ИТ-центра клиента. Такие услуги позволяют заказчику оперативно возобновлять свою деятельность после чрезвычайных ситуаций, повлекших за собой неработоспособность основного офиса/ИТ-центра.

Можно выделить три уровня обеспечения непрерывности бизнеса:

  • удаленное резервное копирование информации;
  • организация резервных ИТ-центров клиентов путем комбинации сервисов Colocation или Dedicated с услугой удаленного резервного копирования информации с основного ИТ-центра на резервный. При возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций, в которых не может функционировать основной ИТ-центр клиента, оперативно вводится в действие резервный центр, расположенный в ЦОД;
  • организация резервного офиса, предполагающая создание наряду с резервным ИТ-центром резервного офисного помещения для размещения персонала клиента. Этот офис обеспечивает нормальную деловую активность компании в чрезвычайных ситуациях, в которых основной офис не в состоянии функционировать.

Если владелец ЦОД посчитал возможным организовать для клиентов резервные офисы, число статей его доходов возрастает. Помимо услуг Colocation/Dedicated и резервного копирования он предлагает:

  • сдачу в субаренду помещений под резервные офисные помещения;
  • организацию и поддержку СКС для резервного офиса (вплоть до проектирования локальной сети резервного офиса клиента, которая полностью или частично воспроизводит функциональность ЛВС основного офиса);
  • предоставление системы резервной телефонной связи. Впрочем, этот вид деятельности считается непрофильным для провайдера услуг ЦОД, а потому его можно передать на аутсорсинг внешним операторам связи.

У клиента могут возникнуть потребности и в других услугах ЦОД. Бизнес-процессы каждого заказчика имеют индивидуальные особенности, в том числе связанные с ИТ-обеспечением. Эти потребности учитываются на этапе проектирования резервного офиса/ИТ-центра клиента.

Обычно услуги поддержки непрерывности бизнеса предполагают участие в проекте ИТ-специалистов дата-центра и даже внешнего консультанта. Требуется разработать планы обеспечения непрерывности бизнеса и аварийного восстановления систем, регламент совместных действий исполнителя и заказчика при возникновении экстренных ситуаций. Кроме того, если дублирование всей ИТ-системы оказывается очень дорогим для клиента, необходима предварительная работа для выявления критически важных бизнес-процессов, которые обязательно должны быть резервированы.

Мы убеждены, что максимальной надежности услуг обеспечения непрерывности бизнеса (как и размещения корпоративных ИТ-систем) можно добиться за счет использования сети дата-центров, связанных между собой гигабитными каналами. Такая сеть дает возможность дублировать ИТ-системы клиентов в географически удаленных объектах, что существенно повышает катастрофоустойчивость решения. Кроме того, сетевая структура ЦОД позволяет создать географически разнесенную ИТ-систему, в которой важная корпоративная информация «размазывается» по разным хранилищам. В результате многократно снижается риск взлома и несанкционированного доступа к данным. Пока в России действует единственная географически распределенная сеть дата-центров (Stack Data Network компании Stack Group), в то время как на Западе их достаточно много.

И еще раз повторим: аутсорсинговый дата-центр должен быть независимым от конкретного оператора связи. Этот тезис особенно актуален для тех сервис-провайдеров, чей бизнес базируется на корпоративном хостинге. Клиенту необходима возможность пользоваться телекоммуникационными услугами того оператора, предложения которого кажутся ему более удобными и выгодными. Чем больше операторов связи заведут свои каналы в дата-центр, тем привлекательнее он окажется для корпоративных клиентов.

Рустем Накипов — директор по маркетингу, Михаил Коротаев — зам. генерального директора Stack Group


Схема функционирования резервного офиса до и после часа «Ч»


Перспективы хостинга

В ближайшие 3–5 лет на российском рынке публичного хостинга сохранятся темпы роста порядка 15–20% в год. В дальнейшем ожидается их стабилизация на уровне 10–12%. Динамика развития сегмента услуг Colocation будет в несколько раз меньшей, чем темпы развития сегмента Dedicated servers. Однако общее число серверов, обслуживаемых по модели Colocation, останется большим, чем количество арендованных серверов.

В обозримом будущем следует ожидать стремительного роста оборотов рынка корпоративного хостинга — более чем на 50% ежегодно. Столь высокие темпы обеспечат преимущественно сервисы Colocation. Другими словами, корпоративные клиенты предпочтут размещать в ЦОД свои информационные системы на базе собственного оборудования. Поэтому первостепенная задача владельцев отечественных дата-центров состоит в обеспечении требуемых условий организации услуг корпоративного хостинга.


Какие виды услуг являются наиболее прибыльными для отечественных хостинг-провайдеров, работающих в сегменте корпоративного хостинга?

Вячеслав Ковалев, начальник отдела ЦОД компании «Открытые Технологии»

Анализ показывает, что основная прибыль от деятельности коммерческих ЦОД определяется услугами, ориентированными на доступ к информации через Internet. В частности, к ним относится предоставление в аренду дискового пространства и вычислительных ресурсов для организации корпоративных Web-сайтов и систем электронной почты.

Для компаний с развитой структурой филиалов привлекательны услуги VoIP и видеоконференц-связи, которые становятся все более доступными для клиентов благодаря бурному развитию широкополосных сетей. В отдельных случаях хостинг-провайдеры смогут получать дополнительную прибыль от размещения на их площадках корпоративных приложений (СУБД, ERP), но такие сервисы пока находятся в начальной стадии развития.

Адекватное развитие собственных информационных систем зачастую становится своеобразным «бутылочным горлышком» для динамично развивающихся фирм. Как результат, возникает спрос на целый комплекс услуг, обеспечиваемых хостинг-провайдерами на определенных условиях и в рамках SLA. Частичный или полный аутсорсинг корпоративной ИТ-инфраструктуры позволяет компаниям концентрироваться на основном бизнесе, не отвлекаясь на администрирование и модернизацию оборудования и программного обеспечения.

 

Алексей Черевков, старший менеджер Дирекции по развитию услуг дата-центров компании «РТКомм.Ру»

К сожалению, я не могу ответить на вопрос, какие услуги корпоративного хостинга являются наиболее прибыльными. С момента организации наша компания занималась исключительно созданием и поддержкой трафикогенерирующих ресурсов. А это — абсолютно другой сектор рынка, с иными законами и подходами. Интуитивно понятно, что в отношении прямых доходов сектор корпоративного хостинга гораздо прибыльнее, да и престижнее. Но очевидно и то, что эта модель является гораздо более затратной, чем хостинг публичных ресурсов. Сейчас в «РТКомм.Ру» прорабатывается вопрос целесообразности хостинга корпоративных систем.

 

Дмитрий Канаев, начальник отдела хостинга телекоммуникационной компании «Караван»

Наибольшую коммерческую привлекательность для хостинг-провайдера имеет модель комплексного обслуживания крупных Internet-проектов. В дата-центре устанавливаются несколько серверов заказчика, дополнительное коммутационное оборудование и система резервного копирования данных на внешний носитель. В комплекс услуг входят администрирование и круглосуточный мониторинг работы устройств. При необходимости осуществляется подключение к системе обнаружения вторжений и защиты от атак. Такие проекты — самые желанные в любом дата-центре, и для привлечения клиентов провайдеры идут на специальные условия и гарантируют приоритетное обслуживание.

Сегодня вопрос цены отходит для корпоративных заказчиков на второй план. Их основное внимание направлено на гарантированную работоспособность обслуживаемых систем, высокую скорость загрузки данных и доступность сервера из любого сегмента Internet.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями