Мировые поставщики решений для сетевой инфраструктуры операторов связи считают развитие технологий IP Multimedia Subsystem (IMS) одним из приоритетных направлений своего бизнеса.
ДЭвид Свифт: «Свою лепту в распространение мультимедийных сервисов нового поколения внесут дети и подростки в возрасте до 17 лет»Недавно мы подробно рассказали об этих мультимедийных сервисных платформах (см. «Сети» 2006, №14, статья «Сервисы ждут клиентов») на примере разработок Lucent, Nortel, Ericsson, Huawei, Siemens и NEC, поэтому нет смысла снова описывать их технологические возможности и преимущества использования.

По мнению специалистов Lucent Technologies, теперь пора поговорить о том, насколько готов рынок к распространению мультимедийных услуг, и какие ожидания связывают с ними клиенты. Lucent провела в Европе тематическое исследование, посвященное IMS-сервисам, и представила его результаты российским журналистам. Отметим: по утверждению аналитиков, представленные данные актуальны не только для зарубежных, но и для отечественных пользователей.

Дэвид Свифт, старший менеджер Lucent по маркетингу в ЕМЕА и Азиатско-Тихоокеанском регионе, сообщил, что маркотологи не один год собирали подробные сведения о мобильных абонентах и рынках разных стран. Однако аккумуляция информации с акцентом на современные тенденции была предпринята лишь в последние несколько месяцев, поэтому Lucent смогла предоставить вполне актуальные выводы.

В рамках проекта были опрошены примерно 1,5 тыс. потребителей (частных и корпоративных) в пяти странах (Италии, Испании, Франции, Германии и Великобритании). Возраст респондентов составлял 8–65 лет, причем обязательными условиями участия в опросе были наличие у них мобильного телефона, домашнего ПК с высокоскоростным подключением к Internet и заинтересованность в услугах связи нового поколения. Целью исследования стало определение уровня спроса и готовности абонентов платить за комплексные персонализированные услуги, основанные на передаче голоса, данных, видео и мультимедиа.

Оказалось, европейские подписчики с воодушевлением ожидают массового внедрения услуг нового поколения. Доля абонентов, готовых платить за комплексные предложения, вдвое превышает процент потребителей, согласных «раскошеливаться» только на отдельные услуги.

Среди массовых пользователей к распространению сервисов на базе IMS наиболее благодушно настроены юноши и мужчины старшего возраста с уровнем годового дохода от 45 тыс. евро. Те и другие рассчитывают при помощи мультимедийных технологий «упростить себе жизнь», получив возможность оперативно реагировать на проблемы.

В корпоративном секторе к массовому внедрению новых услуг первыми приступят крупные распределенные компании, которым необходима поддержка мобильности сотрудников и их постоянного доступа к информационным ресурсам предприятия. Кроме того, сервисы на базе IMS показались интересными малым предприятиям (менее 10 сотрудников), которые надеются оптимизировать расходы на связь и повысить прибыль.

По данным Lucent, самыми востребованными в сегменте массовых пользователей являются услуги категории «Семья и друзья» (определение местоположения и присутствия абонентов, передача сообщений, интеллектуальное управление вызовами, календарь событий, поддержка двухрежимных телефонов). Специалисты Lucent прогнозируют, что доход операторов от этой категории услуг достигнет максимума при среднемесячной выручке с абонента (ARPU) 39 евро и 25-процентном охвате абонентской базы. К 2011 году объем доходов в потребительском сегменте комплексных услуг может достичь 6,6 млрд евро, а число подписчиков — 6,3 млн.

В корпоративной среде особой популярностью пользуются услуги «для менеджеров», такие как мгновенный обмен сообщениями, расширенное управление вызовами, конференц-связь, определение местоположения и приложения сетевой безопасности. Подсчитано, что в данном случае доходность достигнет максимума при цене 59 евро в месяц и 28-процентном проникновении услуг. При том же числе подписчиков (6,3 млн) суммарная выручка от комплексных корпоративных сервисов к 2011 году может достигнуть 7,4 млрд евро.

Лепту в распространение мультимедийных услуг нового поколения внесут также дети и подростки (8–17 лет). Те из них, кто могут самостоятельно распоряжаться своим бюджетом, готовы платить за «смешанные» услуги гораздо больше, чем предполагают родители. Такие абоненты легче воспринимают новые веяния, а потому аналитики советуют операторам не упускать их из вида.

По утверждению специалистов Lucent, европейские и американские игроки телекоммуникационного рынка уже не сомневаются в необходимости массового внедрения комплексных услуг. Это неудивительно, поскольку, по прогнозам Lucent, объем продаж таких услуг в пяти упомянутых странах может достичь через пять лет 14 млрд евро. Некоторые компании запустили конкретные проекты на базе собственных сетей. В частности, за последние пару лет Lucent подписала контракты на развертывание IMS-платформ с провайдерами KPN (Нидерланды), NWT (Гонконг), PAETEC Communications и Cingular Wireless (США), Netia S.A. (Польша) и mmO2 (Англия).

В портфеле Lucent имеются не только полнофункциональные системы IMS. Недавно производитель совместно с Verizon, Cisco, Motorola, Nortel и Qualcomm представил архитектуру следующего поколения для сетей мобильной связи A-IMS (см. «Сети», 2006, №14, статья «IMS предлагается дополнить»). Свифт подчеркнул, что данное направление является стратегическим для Lucent, поэтому в ближайшие нескольких лет компания будет уделять ему особое внимание.